Автор предупреждает, что цель данного текста не популяризация препаратов, изменяющих сознание, а анализ путей борьбы с наркоманией.
В Амстердаме предложили легализовать кокаин – этот заголовок сопровождался традиционным, ещё советским комментарием: «Европа сошла с ума!» Ну, ещё бы: разрешить продажу наркотиков – это катастрофа, которую может выдумать только растленный, продажный Запад, готовый ради прибыли на любую подлость!
А вот мэр Амстердама считает: «Продажа и употребление к...ина, этого и других наркотиков больше не должны быть уголовно наказуемым преступлением». Она проанализировал ситуацию за последние 10 лет и пришла к выводу: борьба с распространением наркотиков «не работает». А разрешение на продажу разрушит подпольный наркобизнес, на котором делают миллиарды долларов.
Мэр убеждает, что возможен иной путь, кроме как хватать, осуждать и лечить принудительно, и этот путь нашла Португалия.
Первой страной в мире, которая декриминализировала хранение тяжелых наркотиков, стала Португалия. В наших СМИ мелькнуло сообщение, что Лиссабон играет на руку наркоманам, то есть власть или куплена (Португалия по европейским меркам страна нищая), или захвачена наркобаронами.
На самом деле декриминализация означает, что официально устранено уголовное преследование за действие, которое остается незаконным, но теперь не влечет за собой уголовного наказания или в определённых случаях ведёт к гражданскому штрафу.
В 2001 году власти страны признали употребление и хранение небольших доз проблемой общественного здравоохранения, а не полиции. Любой, кто пойман с запасом любого наркотика, которого хватит менее чем на 10 дней, получает не камеру и срок, а обязательное лечение. Результат впечатляет: к 2015 году, по данным отчета Европейского центра мониторинга наркотиков и наркозависимости (European Monitoring Centre for Drugs and Drugs Addiction, EMCDDA), показатель смертности от передозировки в Португалии оказался одним из самых низких в Европе.
Ещё более впечатляющей стала программа, которую в порядке эксперимента проводят в канадской провинции Британская Колумбия, где вступил в силу закон о декриминализации небольших доз тяжелых наркотиков (в Британской Колумбии один из самых высоких показателей смертности от наркотиков в Северной Америке. В 2016 году правительство провинции объявило опиоидную эпидемию чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения. В 2022 году смертность от передозировки в этой провинции в пять раз превысила показатели 1996 года).
Опять повторю: наше общество, сформированное с убеждением, что нужно хватать и сажать, воспринимает подобные действия как «развязанные руки и у наркоманов, и у наркодилеров».
Что предложили в Канаде?
- Теперь совершеннолетним, у которых найдут менее 2,5 грамма опиоидов (героин, морфин, фентанил), кокаина, метамфетамина и МДМА (экстази), не грозит уголовное преследование, а наркотики не будут конфискованы.
- Вместо этого им предложат ознакомиться с социальными программами, помогающими излечиться от наркозависимости.
- Речь исключительно о хранении тяжелых наркотиков в личных целях, отмечается в документе. Остальные случаи (торговля, производство, сбыт и прочее) по-прежнему остаются вне закона.
- Декриминализация ограничена по времени, эксперимент проведут с 31 января 2023 года по 31 января 2026 года. Далее результаты анализируют и вносят предложение в правительство.
В новом законе предусмотрены исключения. Так, декриминализация хранения тяжелых наркотиков не действует, если наркотики нашли:
- у подростка от 12 до 18 лет (в этом случае по-прежнему работает Закон об уголовном правосудии для несовершеннолетних);
- у военнослужащего канадских вооруженных сил;
- у тех, кто принес запрещенные вещества в детский сад, школу и любые другие детские учреждения, а также в аэропорты, на суда и вертолеты береговой охраны Канады.
Авторы идеи считают, что уголовное преследование загоняет людей в порочный круг бедности, безработицы и рецидива, а люди, употребляющие наркотики, не обращаются за помощью из-за боязни уголовного преследования.
Очень важно: наркозависимые после выхода из тюрьмы, где были лишены наркотиков, подвергаются риску передозировки в 50 раз выше, чем те, кто употребляет наркотики без опыта заключения, считают медики.
- По словам министра психического здоровья и наркозависимости Британской Колумбии Дженнифер Уайтсайд, употребление психоактивных веществ – это вопрос общественного здравоохранения, а не уголовного правосудия. «Теперь вместо того, чтобы относиться к ним как к преступникам, к ним будут относиться с заботой и состраданием», – делает вывод министр.
Противники закона уверены, что декриминализация только увеличит частоту употреблений наркотиков и создаст дополнительный стимул для этого.
В 2022 году СМИ сообщали, что представители партии Зеленых в Германии предложили проект декриминализации в стране тяжелых наркотиков под названием «Право на кайф». В законопроекте речь идет о таких наркотических веществах, как кокаин, МДМА и амфетамины. Это вызвало бурю возмущения в обществе – само название проекта, крайне неудачное, воспринималось как вызов общепринятым ценностям. Это не программа устранения наркотиков из жизни тех, кто хотел бы освободиться, это откровенно вызывающее заявление, которое сделал лидер немецких Зелёных Вернер Граф: «В Берлине, городе свободы, власти должны предоставить жителям «право на кайф».
Именно такие «борцы за свободу» превращают серьёзную проблему в повод для демонстрации собственной независимости и дают повод усилить репрессии вместо помощи.
Без сомнения, распространители наркотиков должны безжалостно караться – автор с удовольствием вспоминает, как сингапурское правосудие отказалось помиловать англичанина-наркодилера даже после обращения королевы с просьбой об экстрадиции. Комиссар полиции прокомментировал: «Мы знаем, что такое английское правосудие: у вас он получит 4 года, будет жить в камере с телевизором и компьютером, по субботам будет ездить к жене, потом за хорошее поведение выйдет досрочно и снова будет убивать наркотиками наших детей. Мы этого не допустим».
Как не вспомнить старый постулат православия: грех ненавидь, грешника прости!