DIY Акустика: часть 1, динамики
Многим категорически не нравится акустика продаваемая в магазинах. Обычно эти АС или очень плохие или неадекватно дорогие.
Еще чаще в магазинах продают АС у которых и с качеством беда, и назвать их дешевыми явно не получается.
Не удивительно, что по всему миру массово распространено хобби делать акустические системы. В мире подобные хобби называют DIY (Do It Yourself). Общеизвестно, что хобби в направлениях консервирования, бухания и прочей рыбалки являются затратными и убыточными.
Самостоятельное же изготовление АС занятие экономически выгодное. Так как неадекватная магазинная цена вызвана никак не себестоимостью АС, а штучностью их продаж.
Hi-Fi и Hi-ЕND это не технические или качественные свойства техники.
Hi-Fi и Hi-ЕND придуманные специально для аудиотехники маркетинговые названия премиум и люкс классов. А в премиуме и люксе применяется многократная наценка (4-6 раз для Hi-Fi , 10-30 раз для Hi-ЕND) от себестоимости. Подробнее можно почитать здесь.
В практическом плане самостоятельное изготовление АС из комплектующих несет два плюса. Цена, — акустики будет многократно дешевле магазинных аналогов. И сделать можно именно то, что вы хотите. Ассортимент магазинов, при всем его кажущемся изобилии сильно унифицирован и однотипен.
Акустические системы состоят из трех основных компонентов, — динамиков, корпусов, и элементов фильтров. Последовательно перечислим варианты компонентов. А в конце приведем несколько проектов АС заслуживающих по нашему мнению быть повторенными.
оригинал статьи https://audioart.ru/2024/01/16/diy-akustika/
Динамики
За последние 50 лет ничего принципиально нового и прорывного в конструкциях динамиков не произошло. Изменения произошли со станками, технологиями и материалами. Станки стали высокоточными, а материалы со стабильными свойствами.
Раньше даже рамы динамиков выглядели так, что их лучше было прятать от глаз, закрывая различными панелями и сетками.
Вопреки представлением, подавляющая часть динамиков (под 99%), производимых и используемых в мире, не брендируются на широкую аудиторию, и имеют служебные обозначения, известные только узким специалистам работающим в аудиоиндустрии.
Десяток брендов выученный российскими самодельщиками в подавляющем большинстве случаев представляет собой брендированные товары китайских фабрик. А объемы динамиков производимых в странах ЕС близки к уровню статистической погрешности.
Уровень организации производств в странах ЕС, и его кустарность, вызывает искреннее человеческое сочувствие. Похоже на сцены из фильма «Список Шиндлера», в котором еврее делают кастрюли. В 40-х годах прошлого века.
В России ситуация усугубляется тем, что брендовые динамики продает только один продавец. Если цена для вас не имеет особого значения, то покупать такое можно.
Но имеет смыл посмотреть, какие есть альтернативы. Грамотный и эффективный путь покупать динамики там где их и производят. А именно в Китае. Особенно хорошо, что товары из китайских магазинов, покупаемых частными лицами, не облагаются налогами (НДС, ввозная пошлина).
Попробуем сравнить сопоставимое.
AIYIMA и WAVECOR весьма близкие по конструктиву динамики. У одного магнит чуть больше по диаметру, но чуть меньше по толщине. Магниты в целом сопоставимы. Весят по 1 кг.
У AIYIMA подвес более широкий, и с большим ходом. Соответственно давление в области НЧ у AIYIMA будет приблизительно на 40-50% больше.
У всех динамиков WAVECOR, которые я встречал (встречал я их много), был явный уклон в серый цвет. Включая пластиковые фланцы твитеров, что особо странно. Возможно это у них такой фирменный стиль.
Или цистерна краски, которую они купили, и которая никак у них не закончится, оказалась не очень хорошей. Даже по фото хорошо видно, что цвет у WAVECOR скорее серый чем черный. Меня это нервирует, так как в динамиках должно быть все прекрасно. Особенно в динамиках продаваемых за 6 тыс. руб.
Динамиков подобных AIYIMA, но с другим названием множество. Например GHXAMP, Kasun, MeloDavid, QUEENWAY…. Очень похоже, что это только названия магазинов, которые продают и маркируют динамики своим названием. А сами динамики делаются в огромном потоке на крупнотиражных фабриках (миллионами). И динамики для них, это просто динамики, — изделия с какими то буквами и цифрами.
Первое на что следует обращать внимание — сила магнитной системы.
В отличии от динамика АСА у китайского Katsun магнит заметно меньше. Вес динамиков 1.9 и 1.3 кг соответственно. Производство АСА располагается прямо на калужском заводе магнитов и у них этих магнитов — ну просто завались.
Магниты это существенная часть себестоимости динамиков. Магнитная система это «двигатель» динамика. Чем этот двигатель мощнее, тем скорость и чувствительность больше. В параметрах динамиков этот показатель обозначается как BL. Чем больше магнит, тем сильнее «мотор» динамика. Аналогия такая же, как с двигателем автомобиля, — при мощном моторе он передвигается резвее.
При большом магните, — цена динамиков возрастает скачкообразно. Вариант1. Вариант2.
Цена параметров Тиля-Смолла.
Воспроизведение СЧ и ВЧ стоит дешево. Многократно дороже стоят НЧ.
Воспроизведение НЧ требуют больших амплитуд, площадей диффузоров, массы и размеров корпусов. На НЧ приходится порядка 80% энергетических затрат и цены в акустических системах.
В естественной природной среде людям и животным в информации от НЧ нет практической пользы. В природе НЧ это крайне экзотической явление. И люди которым довелось послушать НЧ часто переставали жить.
При этом, НЧ оказывают на людей огромное эмоциональное воздействие, в силу травм и трагедий пережитых предыдущими поколениями за многие миллионы лет. В этом одна из причин популярности дискотек, рок-концертов и тд.
Проблемы у динамиков приблизительно такие же как у пианиста Дениса Мацуева.
Рояль имеет клавишу воспроизводящую ноту аж в 27 Гц. Но услышать ее сложно, — она имеет крайне низкую громкость по амплитуде. Усугубляет проблему то, что все его слушатели, и сам Денис Мацуев, сильно глухи к НЧ частотам.
Логика параметров Тиля-Смолла простым, понятным языком.
Эквивалентный объем (VAS) это критерий жесткости подвеса. Чем мягче подвес, тем будет ниже резонансная частота (Fs, Гц). Но мягкость подвеса не может быть избыточно большой. Иначе подвес перестанет удерживать и контролировать ход диффузора.
Второй способ уменьшать резонансную частоту динамика, — увеличиваем массу подвижной системы. Но в этом случае мы снижаем чувствительность динамика (и его скорость). Для компенсации снижения чувствительность динамика (и его скорости) можно увеличить силу магнитной системы.
Примеры китайских Katsun именно это демонстрируют Вариант1. Вариант2.
Вывод всегда один, — чем больше магнит, тем лучше. Разумеется если это магниты одного типа. С магнитами старого типа, на феррите стронция, ошибиться в силе магнита достаточно сложно. Они и по прошествии многих десятилетий сохраняют магнитную силу на уровне 80-85%. Что не критично.
А вот с неодимовыми магнитами сложнее. Их магнитная сила кратно разная. Техническое обозначения их магнитной силы N20…N35…N52. Чем больше число тем он мощнее. То есть сам факт, что это неодимовый магнит не задает понимание силы магнита.
Продолжение на оригинале статьи https://audioart.ru/2024/01/16/diy-akustika/