Найти в Дзене
Мир книжной феи Ди

Почему я с трудом осилила «Неаполитанский квартет» Элены Феранте?

Оглавление

«Она умела обходиться без меня, а я без нее – нет...»

Серия «Неаполитанский квартет» (фото взято из открытых источников)
Серия «Неаполитанский квартет» (фото взято из открытых источников)

Элена Ферранте «Моя гениальная подруга» или серия «Неаполитанский квартет»

Серию из четырех романов о двух закадычных подругах Элене Греко (Лену) и Раффаэлле Черулло (Лиле) порой называют одним из лучших романов первых двух десятилетий XXI века. В этой книге много загадок. Начиная от того, что никому не известно, кто на самом деле написал эту историю, ведь даже имя автора, указанное на обложке, на самом деле вымышленное. И заканчивая неожиданным финалом произведения...

Происходили ли эти события на самом деле или от начала до конца выдуманы? Текст настолько насыщен деталями, что порой начинаешь думать, что все описанное все же происходило в реальности. С другой стороны, будь это так, неужели истина давно бы не открылась? Значит история все же художественный вымысел? Реалистичности ей придают и исторические факты. Например, рассказы о революционных движениях или упоминание землетрясения, случившегося в Италии 23 ноября 1980 года. Дополняют картину и прекрасно выписанные пейзажи, благодаря которым ты словно ходишь по одним улицам вместе с героями.

Книга о дружбе и вражде

«Рафаэлла Черулло, но все всегда звали ее Лина. Все, кроме меня: я никогда не называла ее ни одним из этих двух имен. Уже больше шестидесяти лет для меня она — Лила. Если бы я когда-нибудь вдруг назвала ее Линой или Рафаэллой, она бы решила, что нашей дружбе конец»

Главные героини истории Лену и Лила словно две стороны одной медали. Они обе родились в бедном квартале в Неаполе, в небогатых семьях и в детстве учились в одном классе, где и познакомились. Но уже после окончания начальной школы их жизни начинают складываться по-разному. Одна продолжает учебу и получает блестящее образование, для чего прикладывает множество усилий. Другая, несмотря на свою практически гениальность, вынуждена бросить школу и начать работать в сапожной мастерской своего отца. Через этих девушек нам словно показывают два возможных пути, по которым могла пойти жизнь того, чье детство прошло в такой среде. И учат тому, что у всего в жизни есть своя цена и рано или поздно какому придется заплатить за свой выбор.

Любовь и ревность, измены и верность, дружба и соперничество, споры с идеалами, а также вечный конфликт отцов и детей. Четыре части саги настолько насыщенны всем этим, что уже к концу второй книги я, признаюсь, устала следить за судьбами героев и порой даже слишком подробными и грязными описаниями их личной жизни. Но узнать всю историю все же хотелось, потому что автор начинает ее с конца, с момента, когда главные герои уже постарели, загадывает загадку, а после уносит читателя в начало жизни своих персонажей. И на протяжении всего повествования тебе хочется узнать, что же привело к такому финалу?

Так почему же все-таки ее сложно читать?

Банально, но мешает слишком большой объем истории. Первую часть, которая рассказывала о детстве героев, а потому была более легкой и даже веселой я буквально «проглотила». Но с каждой следующей частью герои взрослели, окружающий их мир оказывался все более мрачным и страшным, а роман становился все тяжелее. Каждая следующая глава оставляла все более тяжелое впечатление и требовала все больших перерывов на осмысление.

В итоге четвертую часть я дочитывала уже скорее потому что «надо». Но это не характеризует роман как плохой. Скорее меня, как ленивого читателя.

А вы читали «Неаполитанский квартет»?