13,5K подписчиков

Разница в доходах влияет на дружбу подростков – Social Networks

Авторы нового исследования заявляют, что подростки из малообеспеченных семей менее социально интегрированы в школе по сравнению со своими сверстниками с более высокими доходами, независимо от...

Авторы нового исследования заявляют, что подростки из малообеспеченных семей менее социально интегрированы в школе по сравнению со своими сверстниками с более высокими доходами, независимо от социально-экономического контекста школы. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Social Networks.

Проанализировав данные 4787 шведских детей в 235 школьных классах, исследователи обнаружили, что статус дохода существенно влияет на дружбу: у учеников из более бедных семей меньше друзей. Этот «разрыв в дружбе» не полностью объясняется только различиями в доходах, что предполагает наличие других механизмов социальных сетей.

Исследование подчеркивает важность социально-экономического разнообразия в школах для обеспечения равных социальных возможностей.

Наличие друзей в школе важно для развития подростков и формирует их социальные навыки в дальнейшей жизни. Подростки, которые чувствуют себя хорошо интегрированными в школьный класс, имеют лучшее психическое здоровье и более высокие оценки, что оказывает косвенное влияние на их дальнейшую карьеру.

Исследование, проведенное Цюрихским университетом, было направлено на изучение того, влияет ли доход родителей на социальные отношения в классе. Исследователи проанализировали данные, полученные в результате опросов и административных баз данных, касающиеся 4787 шведских детей в возрасте 14 и 15 лет в 235 школьных классах.

Результаты показывают, что подростки из малообеспеченных семей менее социально интегрированы, чем их сверстники из более обеспеченных семей, независимо от социально-экономического контекста школы.

Доход и статус влияют на дружбу

Ведущий автор исследования Изабель Раабе с факультета социологии Цюрихского университета комментирует: «Мы обнаружили, что ученики из бедных семей с меньшей вероятностью будут выбраны в качестве друзей и, следовательно, имеют меньше друзей, чем ученики из семей с более высокими доходами».

Удивительно, но это все еще наблюдается в школьных классах с большим количеством учеников из бедных семей. Семьи, входящие в нижние 20 процентов шведского диапазона доходов, были классифицированы как бедные.

«Мы были удивлены тем, что даже в группах с низкими доходами доход родителей имеет значение. Это может означать, что социальный статус с соответствующими атрибутами, такими как модная одежда или участие в популярных видах досуга, важен при формировании дружеских отношений», — добавляет социолог.

Одним из объяснений «разрыва в дружбе» может быть то, что молодые люди из бедных семей имеют меньше денег на спорт или хобби и, следовательно, имеют меньше возможностей заводить друзей вне школы.

Другая возможность заключается в том, что они сталкиваются с большим психосоциальным стрессом из-за бедности или сложных семейных ситуаций, что влияет на их поведение. Это может сделать их менее привлекательными как друзья.

Сеть друзей

В исследовании также изучался гипотетический вопрос: будет ли этот разрыв в дружбе автоматически уменьшаться, если доход не будет играть роль в формировании дружбы в школе?

Однако, как объясняет Раабе, «мы смогли объяснить лишь около трети разницы в дружбе различиями в доходах родителей».

Исследователи полагают, что в социальной сети есть и другие механизмы, усугубляющие существующие различия в интеграции, например, популярность. Если у вас уже есть много друзей, легко завести новых, потому что люди склонны заводить дружбу с друзьями своих друзей – т. е. каждая отдельная дружба потенциально может привести к появлению новых друзей. Но если у бедных людей изначально меньше друзей, вероятность того, что они найдут новых, снижается.

По мнению Раабе, это может стать порочным кругом, поскольку различия в количестве друзей становятся еще более заметными и ставят молодых людей из семей с низкими доходами в невыгодное положение, когда они начинают получать высшее образование или делать карьеру.

Важность социально-экономического состава

Чтобы противодействовать этой тенденции, школы могли бы создать для молодежи больше возможностей для налаживания новых дружеских отношений.

«Например, учителя могли бы учитывать социально-экономический состав при планировании рассадки и групп для проектной работы, или школы могли бы предлагать смешанные классы для послеобеденных занятий и занятий спортом», — заключает Раабе.

В конце концов, обеспечение равных возможностей для детей из всех социальных слоев является общественной обязанностью.