Кутюрье из провинции
Надежда Петровна Ламанова родилась в небогатой семье и рано осталась без родителей. Она была вынуждена взять на себя бремя заботы о сестрах. В будущем известный кутюрье окончила московскую школу кройки Ольги Александровны Суворовой. Затем устроилась в ателье Войткевич, где постепенно стала старшей среди закройщиц и вскоре получила привилегию работать непосредственно с клиентами в примерочной.
Искусство создания платья
Невероятное умение Ламановой драпировать ткань методом наколки прямо на моделях или как его еще называют муляжный метод, завоевал сердца заказчиц. Вскоре представительницы аристократии и творческого света мечтали приобрести идеальное платье, которое подчеркивало все их достоинства и умело прятало в складках платья и блеске тончайшей ручной вышивки недостатки.
Модельер, делец и преподаватель
«Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у нее стало 300 мастериц. Насколько широк был размах работы Надежды Петровны, можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия. А закупала она этого товара на полмиллиона! Конечно, огромен был и доход ее — мастерская давала ей до 300 тысяч рублей в год, то есть, другими словами, по 1000 рублей в день!» — писал издатель Георгий Леман-Абрикосов.
В 1885 году Ламанова открыла школу прикладного искусства, где обучала мастериц, не только безупречно владеющих швейной машинкой, но и способных создавать новые модели. Помимо этого, ученицы осваивали общеобразовательную программу.
К 1910 годам на Тверском бульваре распахнуло двери фирменное ателье в здании, построенном архитектором Н. Г. Лазаревым по заказу Ламановой, где работали 300 талантливейших швей.
Поставщик Двора Ея Императорского Величества
В 1898 году Надежде Петровне Андруцкой-Ламановой было присвоено высокое звание «Поставщик Ея Императорского Высочества Елизаветы Федоровны», сестры императрицы. А в 1904 году она получила статус — «Поставщик Ея Императорского Величества».
Друг Поля Пуаре
После получения международного признания, Надежда Ламанова продолжает изучение искусства создания костюма. Модельер регулярно посещает Париж, где приобретает квартиру. Оценивает работы известных кутюрье, читает книги, изучает коллекции. Судьба сводит ее с тогда еще юным дизайнером Полем Пуаре. Между ними завязывается крепкая дружба, какая только может быть между очень талантливыми людьми. Надежда Петровна приглашает будущего модного реформатора в Москву, где вечера с цыганскими песнями мешаются с походами по старейшим святыням. В качестве сувенира низвергатель корсетов увозит в мировую столицу моды кокошники, рубахи и телогрейки. В тот же период, вдохновленный «предвостоком», он выпускает «русскую коллекцию».
Адепт советской моды
Революция уничтожила материальные ценности, но не талант Надежды Ламановой. В 1919 она с мужем была арестована. Вызванная на допрос кутюрье заявила, что хочет создавать наряды доступные простым женщинам, представить новый советский стиль, вдохновленный народными мотивами. И все же ключевую роль в освобождении Н.П. Ламановой сыграл Максим Горький. Раиса Мардуховна Кирсанова — российский искусствовед и специалист по истории одежды предполагает, что именно гражданская жена писателя, актриса Мария Федоровна Андреева «не оставила без поддержки Надежду Ламанову в те годы, когда ее лишили и палаццо, и свободы», уважая невероятный талант.
Став вдовой во второй раз по решению новой власти, модельер представила от лица Советского Союза уникальную коллекцию одежды, выполненную из дешевых и доступных простой женщине материалов. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже публику покорили пальто из стеганых одеял и платья прямого силуэта из рушников и занавесок.
«Шаляпин своего дела» по мнению Станиславского
Константин Станиславский — режиссер, один из основателей Художественного театра, был другом и поклонником ее таланта. В 1901 году Станиславский пригласил Надежду Ламанову в Художественный театр — для работы над костюмами для постановки «Вишневого сада» Антона Чехова.
После событий 1917 года кутюрье продолжила создавать неповторимые театральные костюмы
Забвение
В 1941 году надежда Ламанова вместе с сестрой должна была отбыть в эвакуацию с театральной труппой МХАТа. Однако, опоздавшая на автобус женщина с ужасом осознала, что о ней забыли.
Эпоха сменилась, но люди по-прежнему ценят качественные и красивые предметы одежды. Научиться искусству создания костюма, в частности методом наколки Ламановой, могут помочь преподаватели кафедры дизайна костюма РГУ им. А.Н. Косыгина, которые бережно хранят секреты и техники великих мастеров кроя.
Университет с богатой историей, наследием легендарных кутюрье Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина, станет проводником в мир создания уникальных предметов одежды: https://kosygin-design.ru/costume
Автор: Диана Писанюк
Хотите узнавать больше об искусстве, дизайне и технологиях? Подписывайтесь на канал РГУ им. А. Н. Косыгина в Дзен: здесь вы найдете тематические авторские тексты и статьи преподавателей университета. За нашими обновлениями следите в социальных сетях: