#интересно_ДОНАУИГС #ДинастииУченых
Тема образования всегда была и остается актуальной, а педагогические династии занимают в ней особое место. Веками накопленный опыт, традиции и знания передаются из поколения в поколение, формируя ту самую основу, на которой строится обучение и воспитание новых поколений.
О преемственности профессии педагога в разных поколениях одной семьи нам рассказала представитель династии педагогов, заведующий кафедрой «Менеджмент непроизводственной сферы», кандидат экономических наук, доцент Елена Владимировна Тарасова.
Что значит быть продолжателем дела своих предков? Что является главным залогом успеха в педагогической деятельности? Читайте в нашем интервью.
Династия педагогов – что для Вас означает это понятие?
Династия педагогов – это семья единомышленников, преданных своему делу, для которых преподавание является призванием.
У каждого народа, как и у каждого человека, есть своё настоящее и своё прошлое. Ваша семья особенная: в каждом поколении есть Педагог. Расскажите, кто был родоначальником Вашей династии?
Педагогическая династия нашей семьи идет по линии моей мамы, и началась она в XIX веке с моих прабабушки и прадедушки. Моя прабабушка, Кубышкина Софья Романовна, окончив Гимназию благородных девиц, работала в школе учителем русского языка и литературы.
Прадед, Кубышкин Ананий Киприянович – был инженером по строительству дорог в губерниях, а позже преподавал в школе математику и физику. К сожалению, во время Великой Отечественной войны он погиб в боях под Керчью. В своем последнем письме родным на обратной стороне фотографии он написал, что свой долг выполнил честно и краснеть за него родные не будут.
Как получаются педагогические династии?
Педагогическая династия, как и любая другая династия, возникает на основе любви к выбранной профессии, передачи опыта и знаний, а также преемственности поколений.
Сколько поколений насчитывает Ваша педагогическая династия? Каков общий педагогический стаж на всех членов семьи?
В нашей династии насчитывается уже 4 поколения учителей. Благородную профессию учителя продолжил мой дедушка Кубышкин Александр Ананьевич, поступивший в Государственный педагогический институт имени Герцена (г. Ленинград). В 1942 году мой дедушка ушел на фронт в звании лейтенанта, старшим адъютантом – начальником штаба батальона 1-го стрелкового батальона, 615 стрелкового полка. Выполняя боевые задания, получил тяжелейшее ранение. Несмотря на год скитаний по госпиталям, сумел выжить и не потерять веру в себя и людей. Награжден орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны 1 степени. После войны переехал в г. Сталино (Донецк), где практически всю жизнь проработал директором и учителем истории и обществознания в школе №44 г. Донецка. Моя бабушка, Жукова Нина Александровна, работала вместе с дедушкой в школе, где преподавала математику.
Мама, Сасова (Кубышкина) Ася Александровна – учитель английского языка, а мой папа, Сасов Владимир Алексеевич, в начале карьеры работал учителем истории, а позже стал проректором Института внутренних дел МВД, дослужился до звания полковника. Продолжили династию я и мой брат, канд. юрид. наук, доцент Сасов Александр Владимирович. Если сложить вместе педагогический стаж всех членов семьи, получится более 200 лет.
Кто был самым главным педагогом в Вашей жизни? Человеком, с которого нужно брать пример? Кого можете назвать ориентиром в вашей профессии?
Мои главные педагоги – это мои дедушка и бабушка, люди, бесконечно преданные своей профессии, которые всю жизнь учились сами и передавали знания другим. Они не только обучали предметам своих учеников, они учили их мыслить, быть справедливыми, честными людьми, делать добро и никогда об этом не жалеть.
Вы из семьи педагогов, продолжили династию. Никогда не было мыслей пойти куда-то еще, не в педагогическую сферу?
Я не выбирала профессию педагога, скорее профессия выбрала меня. В детстве я мечтала стать учителем, но жизнь распорядилась по-другому, и, окончив университет, я стала начальником отдела Лоро, Ностро счетов в банковском учреждении. Однако, «педагогические корни» привели меня в аспирантуру, где я коренным образом сменила профессию банковского работника на преподавателя, о чем никогда не жалела.
Как Вам кажется, проще ли учиться на педагога тем, кто с детства находился среди них?
Я считаю, что, с одной стороны, учиться проще, так как ты пропитан преподавательской средой, а с другой, что это повышенная ответственность перед собой и своей семьей, часто у людей срабатывает комплекс «отличника».
Что помните из своей студенческой жизни?
Моя студенческая жизнь была счастливой, мирной и беззаботной. Очень хочется, чтобы и наши студенты, как можно быстрее, почувствовали вкус мирной студенческой жизни.
Какие пары любили, а какие не любили во времена своей учебы?
У меня не было нелюбимых пар, я люблю как гуманитарные, так и точные науки. Конечно же, были и любимые предметы, но это те предметы, на которых преподаватель умел создать атмосферу заинтересованности и вовлеченности в предмет, умел слышать своих студентов.
О чем Вы думали, идя на Вашу первую свою пару в качестве педагога?
Несмотря на то, что я уже имела опыт публичного выступления, на свою первую пару я шла волнуясь, не зная, как меня воспримут студенты и переживала – смогу ли я быстро найти с ними взаимопонимание.
Чем Вы сейчас занимаетесь?
Сейчас я занимаюсь научно-исследовательской и преподавательской деятельностью, а также являюсь заведующим кафедрой менеджмента непроизводственной сферы.
Что Вас особенно волнует в современном образовании?
Волнует заформализованность образования, когда бумагам уделяется больше внимания чем студентам.
Кто-то из Ваших учеников пошел по Вашим стопам?
Да, лучшие магистры поступили в аспирантуру и уже некоторые защитили кандидатские диссертации.
Что можете посоветовать молодым специалистам, которые только идут в профессию?
Молодым специалистам хочется посоветовать не бояться трудностей, идти к своей цели, а как известно, лишь идущий одолеет путь.
Как и в любой профессии, есть эмоциональное выгорание, когда не получается что-то в коллективе, со студентами, да и просто наступает общая усталость. Что помогает снять напряжение?
Лучший отдых – это хорошая книга и прогулка на свежем воздухе.