Ну вот, по фильму «Москва – Кассиопея» разобрали всё или почти всё. В комментариях образовалось несколько интересных вопросов, так что мы решили объединить ответы на них в отдельной статье.
1. Почему Лобанов испугался Пафнутия?
Тут, на наш взгляд, всё просто. Фёдор только что пережил стресс, причём дважды. Сначала его выбросило в космос, он был на волоске от смерти, а потом его собрались… опять выбросить в космос, за четыре световых года от Земли. После этого к нему применили нейростимуляцию, вызывающую смех, а потом добавили подавление нервной активности. Которое он отключил. То есть, по сути, Фёдор находился в состоянии изменённого сознания, как после применения запрёщенных препаратов. А дальше… Увидел в линзу Пафнутия, а остальное сделал расторможенный мозг. Стресс и желание некоторых членов экипажа его убить привели к тому, что мозг нарисовал не большую милую пушистую мышку, а саблезубого хомяка-убийцу. И Федя рванул со всех ног...
2. День рождения Козелкова. К моменту старта ему было 13 с небольшим, праздновали его день рождения уже при подлете к Шедару. Полёт до системы Альфа Центавра С занимает около полугода, с учетом разгона и частичного торможения. Ещё какое-то время на то, чтобы лечь на новый курс и выйти на маршевую скорость, а потом эффект Лобанова и прыжок. Так что без малого год – очень реальный срок.
3. Распределение обязанностей на корабле:
Лётный экипаж:
Капитан – Виктор Середа.
Бортинженер – Павел Козелков
Астронавигатор – Михаил Копаныгин.
Врач – Юлия Сорокина
Вспомогательный экипаж:
Экзобиолог – Варвара Кутейщикова
Археолог – Екатерина Панферова.
В начале фильма «Отроки во вселенной» И.О.О. называет Павла – первый пилот. Это странно, но пусть будет так. Вообще, если брать за аналог распределение обязанностей авиацию, то такой должности, как первый пилот, там нет. Есть КВС, капитан воздушного судна, он же пилот высшей категории. Дальше идут второй пилот, и именно он сидит справа от капитана (и откуда пошло выражение «наше дело правое – не мешать левому»…). Могут быть ещё штурман, бортрадист, бортинженер… Всё от вида летательного аппарата зависит (поправьте нас, если мы ошибаемся).
Кстати, в ходе полета звездолёта самый ненужный член лётного экипажа – астронавигатор (штурман). Наверное, именно он ходит выбрасывать мешки с мусором в КО.
Врач – он же психолог экипажа. И то и другое необходимо в столь длительном полёте, и каждый раз, когда мы видим Сорокину, получаем подтверждение: да, она психолог в экипаже.
Экзобиолог. Учитывая вероятность встречи с инопланетной жизнью – нужный человек. Во время полёта – выполняет роль помощника врача. Что подтверждается кадрами фильма.
Археолог – она же планетолог. Мы же помним, как И.О.О. охарактеризовал Катю? Помним. В полёте она нужна только при наличии планет в финиш-точке. То есть она была задействована при входе в система Альфы Центавра и непосредственно у Шедара. Для работы планетолога высадка на планету в первой партии совсем не обязательна. Вопреки общепринятому мнению, далеко не все геологи ходят в партии. Вернее, все, но в студенчестве и на практику. Потом часть – и немалая – специалистов сидит в кабинетах и работает с данными.
А теперь важное – помните, в прошлой статье мы говорили о том, что по прилёту звездолёта на Вариане либо было бы всё в порядке, либо все уже давно умерли бы? Вот поэтому основная специализация Кати – АРХЕОЛОГ. Фильм – фантастика, и не просто фантастика – это научная фантастика. Именно поэтому в экипаже нет специалиста по контактам, но есть археолог.
Теперь мы можем ответить на вопрос, почему Копаныгин не вышел в космос за Лобановым и не вошел в состав ни одной экспедиции на Вариану.
Он не умеет пилотировать малые космические аппараты, но умеет пилотировать звездолёт. Одно дело ввести данные в компьютер, и совсем другое – держать в руках штурвал или рычаги управления космическим креслом. Позже мы коснемся состава экспедиций на Вариану, но не в этой статье. А тут мы хотим затронуть тайны личности этого человека.
Что мы знаем о Михаиле? То, что он учился в кружке космонавтики (если точнее – авиации и космонавтики) во Дворце Пионеров. А там не только лопинги и планетарий, там еще и авиационные тренажеры стоят, два или три в то время были. Кружковцы изучали теорию пилотирования, техническое устройство, летали на тренажерах. Если Миша учился там достаточно долго, а по его поведению он весьма авторитетен в кружке, то именно он должен был претендовать на роль второго (по фильму – первого) пилота. Но он стал астронавигатором.
Показательная история реальных, но давних времён… Во Дворце Пионеров в восьмидесятые, два раза в год, на день осеннего и весеннего равноденствия, проходил КВН, где соревновались «Астрономы» и «Космонавты». Так вышло, что один из нас был капитаном «Астрономов». Да, КВН во Дворце, кроме шуток, был ещё и конкурсом знаний. Вот капитаны и встретились в жестокой рубке. Надо было задавать вопросы – «Астрономы» задавали из области авиации и космонавтики, а «Космонавты» из области астрономии. Так уж вышло, что капитан «Астрономов» отличал шпангоут от лонжерона, и мог ответить на вопрос – чем лонжеронное крыло отличается от кессонного, про отряд космонавтов, названия станций, ракетоносителей и т.д. и говорить не стоит (Зато не знает, что такое кокпит, ха-ха! – ехидно комментирует второй автор канала).
И вот вопрос от капитана «Космонавтов»:
– Какая звезда самая яркая?
– Солнце.
– Нет.
- Сириус.
- Нет.
Потом в ход пошли Конопус, Ригил, Арктур, Вега… На все ответ: «НЕТ!». И радость на лице. А надо сказать никогда, ну за 10 лет точно, «Космонавты» не побеждали.
– А какая? – неуверенно и чувствуя себя не в своей тарелке, спросил один из нас.
– Полярная!
– НО ПОЧЕМУ!
– Она в центре!
Так что астронавигаторы из «Космонавтов», как проводник из Сусанина… А вот в технике они были хороши. Да и вообще, несмотря на постоянные приколы друг над другом и пикировку, и «Астрономы» и «Космонавты» всегда были заодно...
К чему это мы? А к тому, что по логике, именно Миша должен был стать вторым (первым по фильму) пилотом звездолета «ЗАРЯ». И он должен был уметь пилотировать малые ЛА типа капсулы или кресла. Но не стал и не умел. Почему? Самое очевидное, что просится: на самом деле он не был кружковцем. Дежурными назначали опытных ребят, которые не первый год в кружке. И ведет он себя совсем не так, как вели себя дежурные. Его действия больше походят на действия ППСника, который разгоняет любопытных.
В конце скажем о том, какие правила действуют у нас на космических кораблях, во время подобных экспедиций. На борту всегда должен находиться капитан или первый помощник – второй пилот. Даже если корабль на планете – если не в порту приписки, конечно. Что бы ни происходило, но пилот на борту, если надо, он поднимет корабль и начнет действовать, исходя из обстановки. Если хотите подробностей, то вам сюда, тут можно почитать о том, что происходит в нашем космосе: в текстовом и аудио исполнении, книги в лабиринте (бумага). А если вам больше нравится городское фэнтези, то на «Автор Тудей» – цикл книг Наталии «Хороших здесь нет».
P.S. По техническим причинам мы убрали смонтированный клип. В течении нескольких дней отредактируем и снова выложим.