Столько противоречивого про Льва Николаевича Толстого можно услышать в наши дни. Что ж, человек он сложный, с непростым характером, так что давайте разбираться.
Детство и юность
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне (Тульская губерния), царствовал тогда в Российской Империи Император Николай 1, умрет Лев Николаевич уже при его правнуке, Императоре Николае 2.
Лев был четвертым ребенком в многодетной семье, родителей он потерял рано, так что с раннего детства Толстой был на попечении родственников, кочуя из одного города в другой. Образование он решил получить в Императорском Казанском университете на факультете восточной (арабско-турецкой) словесности, но к концу первого года не выдержал экзамен и его, как сейчас говорят, оставили на второй год, но Лев Николаевич по этому случаю решил перевестись на юридический факультет, где тоже не блистал оценками и выдержал всего два года.
Сам он так писал об этом:
Я первый год ничего не делал. На второй год я стал заниматься. Там был профессор Мейер, который дал мне работу — сравнение "Наказа" Екатерины с Esprit des lois "Духом законов" Монтескьё. Меня эта работа увлекла, я уехал в деревню, стал читать Монтескьё, это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься.
Нельзя сказать, что Лев Николаевич был неспособным, но он не терпел принуждения в учебе, у него был свой путь.
Лев Николаевич к своему совершеннолетию стал настоящим полиглотом, он свободно говорил на французском, немецком, татарском, английском и турецком, знал латынь, украинский, греческий, болгарский, переводил с сербского, польского, чешского и итальянского, согласитесь, солидный набор.
Писательство
В возрасте 19 лет Лев Николаевич начал вести дневник, где ставил перед собой цели и задачи по самосовершенствованию, отмечал успехи и неудачи в выполнении этих заданий, анализировал свои недостатки и ход мыслей, мотивы своих поступков. Этот дневник пройдет с ним через всю жизнь.
Первое же его увековеченное произведение - стих на могильном памятнике его тёти.
Писать Лев Толстой начал в 22 года (повесть Детство), примерно в это же время он начал проигрывать много денег в казино, пока, наконец, вместе со старшим братом Николаем не отправился служить на Кавказ, чтобы поправить свое финансовое состояние. Николай Николаевич стал наставником Льву, хорошо на него влияя, наставляя его по жизни, в чем то даже заменяя родителей. Надо сказать, что по разделу имущества между братьями-сестрами, Льву досталась в единоличную собственность "Ясная поляна".
Первую рукопись Толстого, а мы помним, что это была повесть "Детство" одобрил сам Некрасов, она была быстро опубликована. Дальнейшая же писательская жизнь Льва Толстого слишком хорошо известна, чтобы подробно её описывать.
Толстовство
Лев Николаевич был человеком активной деятельности, которая не ограничивалась лишь писательством, он хватался за всё и сразу. Он то предлагал засадить всю Россию лесами, то интересовался народным образованием, то вопросами свободы русского человека. Будучи в Европе он разочаровался в европейской культуре, найдя за красивой вывеской ужасный контраст между богатством и бедностью.
В "Ясной поляне" Лев Николаевич занялся устройством экспериментальных школ, которые не следовали немецкому принципу дисциплины и подчинения (мы помним, как не любил этого Лев Николаевич в университете). Толстой был за индивидуальный подход учителя к ученику, на их личные взаимоотношения, он сам там преподавал и его школы имели успех. Его педагогическую деятельность затушили женитьба, рождение детей и написание "Войны и мира", которые отнимали все его силы.
Пережив сильный духовный кризис, где Лев Николаевич не понимал как жить, зачем и для чего, он перерождается в новой для себе сфере, где возникает то, что сегодня мы называем "Толстовством".
Толстовство – философско-нравственное учение непротивления злу, формулу которого он вывел из учения Христа, изучая все другие философские течения и религии.
И вроде бы что в этом такого нового? Но по его учению непротивления злу Махатма Ганди без единого выстрела добился освобождения Индии от колонизаторов-англичан, конечно, кроме учения и основы нужна еще и сила духа и кристальная честность в своих делах и действиях, которой Ганди обладал, так же как и Мартин Лютер Кинг, который добился значительного расширения прав своему народу.
Но вернемся к Толстовству, если бы я являлась его создателем, сегодня, в 21 веке, то попала бы сразу на несколько статей, от экстремизма до оскорбления чувств верующих, это всё, что надо понимать о свободе слова сегодня, Льва Николаевича же тогда просто отлучили от церкви.
Итак, принципы толстовства:
- Лев Николаевич отождествляет абсолютное благо с абсолютным знанием.
- Непротивление злу. Толстой считал насилие неприемлемым способом разрешения спорных вопросов в отношениях как между людьми, так и между государствами. Лев Николаевич отмечал, что государство - это механизм, поддерживающий насилие и принуждение, а церковь, благословляет организованное принуждение.
- Зло побеждает там, где нет любви.
- Морально-нравственное самосовершенствование
- Опрощение, т.е. максимальная нетребовательность к условиям жизни, упрощение ее уклада вплоть до вегетарианства. Употребление животной пищи считалось безнравственным, т.к. оно зиждется на убийстве.
Супружество
Все претензии к Льву Николаевичу кроются в его отношении к жене, после смерти которой осталось много дневников с подробным описанием их семейной жизни. В браке Софья Толстая родила мужу 13 детей, и философию "опрощения" она принимать не хотела, ей надо было вырастить и выучить детей, обеспечить их жизнь, в этом её помощи от супруга практически не было.
У одних автором Софья Толстая рассматривается как глупая женщина при великом муже, которая ему постоянно мешала, у других она предстает мученицей, которая всю жизнь прожила с мужем-тираном.
Мне кажется, правы все. Вот что она писала в своём дневнике:
Эти две недели я с ним, мужем, мне так казалось, была в простых отношениях, по крайне мере, мне легко было. А со вчерашнего дня, с тех пор, как сказал, что не верит любви моей, мне стало серьезно страшно. Ему весело мучить меня, видеть, как я плачу от того, что он мне не верит
Первая беременность Софьи Толстой была тяжелой, после рождения малыша у неё развился мастит, ей было дико больно кормить сына, она хотела бросить, вариантов раньше было много, от кормилиц до козьего или коровьего молока, но Лев Николаевич запретил ей, говорил, что: "Бросить кормить — огромное несчастие, отравит жизнь". И Софья записала в своем дневнике:
Иду на жертву к сыну.
10 месяцев замужем. Я падаю духом — ужасно. Я машинально ищу поддержки, как ребенок мой ищет груди. Боль меня гнет в три погибели. Лева убийственный. Хозяйство вести не может, не на то, брат, создан. Немного он мечется. Ему мало всего, что есть; я знаю, что ему нужно; того я ему не дам. Ничто не мило. Как собака, я привыкла к его ласкам — он охладел. Мне даже в эту минуту кажется, что я его не люблю. Разве можно любить муху, которая каждую минуту кусает.”
Лев Толстой имел другое мнение на свой счет и писал об этом:
Уже час ночи, я не могу спать, ещё меньше идти спать в её комнату с тем чувством, которое давит меня, а она постонет, когда её слышут, а теперь спокойно храпит. Проснётся и в полной уверенности, что я несправедлив, и что она несчастная жертва моих переменчивых фантазий — кормить, ходить за ребёнком.
Он не верил ей, не верил её боли, не верил её любви, она билась, но не могла ему ничего доказать.
Льва Николаевича тяготила отсутствие близости с женой, Софья писала:
И что за слабость, что он не может на это короткое время моего выздоровления потерпеть.
При этом Толстой презирал себя за распутство и считал виноватой в его похоти в том числе и свою супругу:
В1890-х он опубликовал повесть «Крейцерова соната», где осуждает уже даже и супружескую половую жизнь, называя любой сeкс развратом и мерзостью. Эту повесть все читали как личную историю Льва Толстого и даже Государь, прочитав ее, заметил: «Мне жаль его жену».
Софья с горечью писала:
«Да, если б я это его убеждение прочла 29 лет тому назад, я ни за что не вышла бы за него замуж…», — возмущалась Толстая, найдя в дневнике графа запись о том, что любви нет, есть только «плотская потребность сообщения и разумная потребность в подруге жизни».
В чем-то прогрессивный Толстой, оставался закоренелым патриархом:
Мода умственная — восхвалять женщин, утверждать, что они не только равны по духовным способностям, но выше мужчин, очень скверная и вредная мода.
Он был сгустком просветлений и заскорузлых убеждений, при этом самой достойной из своих детей и своим продолжателем он считал свою дочь, а не сына.
При этом Софья, помимо заботы о хозяйстве (речь не только о доме, она вела всё) и детях, помогала и простым людям:
Рецепты докторов я всегда берегла и по ним, зная, в каких случаях употреблялись лекарства, я их брала и для своих больных. Счастливая у меня была на это рука, и много я получила радости от выздоравливающих моих пациентов и пациенток. Бывало, особенно летом, выйдешь на крыльцо, а тут уже стоят бабы, одни и с детьми, стоят телеги с привезенными больными. Всякого расспросишь, посмотришь, дашь лекарство. А то сколько раз пришлось присутствовать при тяжелых родах.