Для тех кто попал на канал впервые, расскажу. Я сменила профессию юриста на логопеда благодаря своему старшему сыну. У которого в карте стоял диагноз ЗПР. Большую часть своей карьеры я занимаюсь таким нарушением речи как дизартрия, а вы его называете "каша во рту". Сейчас сыну уже 19 лет. С сыном я прошла многое, две частные гимназии, но окончил он на семейной форме обучения. Я много пишу про инклюзию и про права особых деток и их родителей. Знаю об инклюзии все, и даже больше.
Привет, друзья! Под одной моей статьёй про детей с задержкой психического развития был интересный комментарий.
Автор комментария советовал применить так называемую АВА терапию. Аргументируя это тем.
Подходит она всем и каждому ребенку с любой задержкой. И вообще полезней неё нет на свете ничего.
Не волнуйтесь, это не дрессировка.
А я хочу остановиться на этом и разобрать.
И рассказать, почему я не рекомендую применять эту терапию к детям с задержкой психического развития?
Ну начнем с истории. АВА появилась в США еще в 60е годы. И смысл ее прост, как пять копеек. Нужно поощрять желательное поведение. И не поощрять не желательное поведение. И АВА терапия работает на всех. Во всех областях.
К нам АВА пришла намного позже. Сначала железный занавес не пускал. Потом не так популярна она была. Прям мода на АВА в России пришла где то лет 10 назад. Когда каждый логопед отучился работать с этой методикой и рассказывал как она полезна прям для всех.
Ну например именно АВА терапией пользуются маркетологи когда предлагают вам промокод и скидку. И скидка и промокод действуют условно только пять дней. А потом карета превращается в тыкву..... Ну вы поняли.
Таким образом, тот кто хочет продать вам услугу мотивирует вас к действию которое должно побудить вас купить продукт или услугу и именно сегодня, в конце месяца, что бы план продаж был выполнен.
По сути это манипуляция.
И да. Она работает.
Но. Изначально такой подход применялся к детям с аутизмом. Для которых не характерно логическое мышление и воля.
Хорошо ли это или плохо что к детям с аутизмом применяют АВА терапию.
И я отвечу.
Если речь идет про аутизм, то безусловно хорошо.
Таким образом мы внешними мотиваторами добиваемся нужного нам поведения.
Даем конфетку на занятии.
Сначала ты граешь в мои неинтересные кубики, потом я с тобой в качестве поощрения играю в твои выстраивания машинок в рядок.
Правда в том, что родители ребенка с аутизмом будут в этой терапии жить всю жизнь. Как бы кто не говорил, но ни вы, ни я не захотите что бы ваш сын или дочь женился или вышла замуж за взрослого человека с аутизмом.
Таким образом если мы говорим про аутизм, то стоит применить АВА потому что это навсегда. Взрослые люди все равно остаются с аутизмом. Да. С компенсированным. Да. Они могут работать. Но им нужно, что бы мама всегда была рядом. И не зря именно мамы обучаются АВА терапии для своих детей.
Если мы говорим о детях с задержкой психического развития то тут иное.
Стоит ли детям с задержкой психического развития применять модную АВА?
Все таки психика у них растет. Дети хоть и медленнее но способны сами к аналитическому мышлению. Выстраиванию самостоятельных логических цепочек. Да иногда через обучение логики, по подражанию. Но могут сами перенести навык из кабинета логопеда в свою жизнь.
Эти дети прекрасно учатся через среду. И через значимого взрослого.
Да. в моменте вы сможете с помощью АВА терапии заставить ребенка делать ненавистные примеры. НО в долгосроке так себе идея. У вас же цель другая.
Научить ребенка думать самому.
Научить ребенка анализировать и делать выбор самому.
И дети с ЗПР например от детей с аутизмом могут этому научиться. И этим пользоваться.
Дети с ЗПР понимают свои эмоции и могут их выразить вполне словами через рот сами.
Ребенка с задержкой психического развития как раз нужно учить отличать манипуляцию от выбора.
Потому что детей с ЗПР легко взять на слабо. Эти дети легко в подростковом возрасте вступают в деструктивные для себя группировки.
Это эти дети должны выйти в норму. Что бы вы не переживали, что ребенок без вас не сможет сказать кому то НЕТ. Что бы смог отказаться от того, чего сам не выбирал.
Поэтому. Я бы АВА не рекомендовала как способ коррекции для детей с задержкой психического развития. Пусть она остается там, где и должна быть.
Да. Искать среду где в вашего ребенка будут верить и маленькими шагами идти к цели трудно.
Да искать значимого тренера который бы для ребенка стал значимым взрослым сложно.
Да. Я когда то сама начала бегать ради сына и с сыном, что бы стать для него таким тренером не хочется.
Хочется какой то волшебной методики.
Но правда в том, что дети с ЗПР должны и могут выйти в норму. И они могут работать без родителей. Они в отличии от детей с аутизмом могут жить отдельно от родителей. Во всяком случае я к этому стремлюсь.
Но это намного более полезно для его будущего чем АВА на мой личный взгляд.
Сейчас пишу эту статью и думаю, что именно от принимающей среды у сына многие психические процессы пошли вперед.
Так что, какую методику выбрать, во многом зависит от того, чего хотите через пять лет и через 10 лет.
Если воспитать самостоятельную личность способную жить отдельно от вас, то приучать к АВА такая себе идея.
Просто потому, что у нас цели коррекции по сравнению с детьми с аутизмом разные.
Если у родителей детей с задержкой психического развития, цель - воспитать личность способную принимать решения и нести ответственность. Умеющую создать семью, жить свою жизнь. Ну во всяком случае у меня по отношению к сыну такая цель.
То у родителей детей с аутизмом цель сделать поведение ребенка хотя бы приемлемым. И научиться с этим жить. И конечно жить самостоятельно эти дети не будут. Им можно с АВА жить всю жизнь. Манипуляции как стиль жизни.
Но решать конечно каждой маме самостоятельно.