Во времена СССР нам заложили в голову аксиому – русская литература 19 века чуть ли не священна, читать ее нужно всем обязательно.
Предположим, тогда это было так. Но какие плюсы для человека 21 века в том, что он погрузится в чтение многословных трудов Льва Толстого?
Итак, русская классика, по заверениям большинства людей:
- Учит думать
- Понимать человеческую психологию
- Помогает понять другие произведения, в том числе кино, живопись
- Помогает понять русскую культуру. При чтении книг мы чувствуем атмосферу прошедших времен и иногда с грустью осознаем: за 150 лет мало что изменилось.
Русскую литературу часто рекомендуют именно для обогащения языка.
Но эти люди забывают, похоже, что современной молодежи, да и людям в возрасте тоже через некоторые книги без словаря не пробраться.
Какое уж тут обогащение? Или это намек, что юношам и девушкам надо употреблять слова из 19 века. Всего этого у Гоголя, Достоевского и Толстого пруд пруди.
Зато Толстого вполне можно почитать для обогащения французского. Помните же эти огромные вставки в «Войне и мире»?
Русская классика якобы помогает понять человека
Человек испытывал те же эмоции сотни лет назад. И порой можно соотнести себя даже с жителем средневековья. Ведь он тоже страдал, любил и радовался! Обстановка сменилась, проблемы остались. Социальная несправедливость, несчастная любовь, финансовые трудности… Все это есть и сейчас.
Но подходы и средства решения жизненных проблем сильно изменились.
Если брать за пример некоторых героев классической литературы, то придется по закону отвечать.
Это что же, для решения жизненных вопросов надо на дуэль друг друга вызывать?
Абсолютно другая действительность
Чтобы понимать литературу 19 века, необходимо знать исторический контекст. Подробную историческую справку во времена СССР давали редко без идеологической надстройки. Сейчас с этим получше, но тоже деталей недостаточно. Повезло, если учитель умеет заинтересовать.
В большинстве своем суть таких произведений ускользает от молодого читателя, и никакой пользы он из них не выносит. Особенно 15-летние школьники.
Чтение должно приносить удовольствие
Детям говорят: читать – это интересно и здорово!
Увы, с русской классикой, которой школьников начинают насильно пичкать с самого раннего возраста, не тот случай. Она не только сложна. Вспомним устаревший язык и непонятные исторические события. Но и невероятно депрессивная. Русская литература – это бесконечный цикл страданий и "всё плохо, давайте обсудим это на 700 страницах". Надо сильно постараться, чтобы найти хоть сколько-нибудь позитивное классическое произведение.
Такие мрачные книжные творения не только не принесут пользы, но и могут надолго отвратить от чтения вообще. Часто это и происходит, когда после окончания школы мы забываем о русской литературе надолго.
Русские писатели создавали произведения не для детей
Как бы Достоевский отнёсся к тому, что его "Преступление и и наказание" сделают обязательным в школьной программе? Очень сомневаюсь, что он бы оценил по достоинству такое решение. Толстой, назвавший свой четырёхтомник многословной дребеденью, написал бы 700-страничный труд, почему его "Войну и мир" не надо давать подросткам.
Великие умы тех лет создавали произведения вовсе не для детей, школьников и простолюдинов. А для представителей высшего сословия, которые смогут уразуметь их творчество. Почему-то многие эту деталь упускают из виду.
А теперь самое главное – непонятно, почему сейчас в школьной программе тот список книг, который утвердился в далекие советские времена. Кто нам сказал, что нужно читать именно эти произведения. И почему до сих пор его не пересмотрели с учетом изменившихся реалий.