90-е годы для России стали временем радикальных перемен. Крах советской экономической системы, либерализация цен, приватизация — все эти процессы коренным образом изменили привычный уклад жизни россиян. На фоне развала промышленности и сельского хозяйства полки магазинов опустели. Голод и нужда воцарились в бывшей сверхдержаве.
Однако вместе с наступившей свободой в Россию хлынул поток импортных товаров. Для людей, выросших в условиях тотального дефицита, западные бренды казались воплощением роскоши и изобилия. Какие только деликатесы ни представляли себе советские граждане за железным занавесом.
На деле же ассортимент оказался куда скромнее ожиданий. Заполонивший прилавки импорт был далек от элитарности. Это были дешевые продукты массового потребления, в лучшем случае — среднего ценового сегмента. Их объединяло обилие консервантов, красителей, усилителей вкуса и прочих пищевых добавок.
Голодные и обездоленные россияне были не в том положении, чтобы разбираться в составе и качестве импортных новинок. Главное — сытно и недорого. Да и с виду многие продукты выглядели вполне аппетитно. Яркие этикетки, заманчивые ароматы, броские слоганы рекламы довершали иллюзию. Так на российский стол вошли «Рама», «ножки Буша», кубики «Магги» и многие другие «ласточки» перемен.
Маргарин «Рама»
Привлекал доступной ценой и мягкой консистенцией, напоминающей сливочное масло. Для малоимущих россиян он стал прекрасной альтернативой дорогому маслу.
В самой Германии «Раму» использовали лишь для выпечки, и уж точно не считали деликатесом. А у нас растительный жир с усилителями вкуса и запаха щедро намазывали на хлеб, считая почти натуральным продуктом.
Куриные окорочка
Не меньшей популярностью пользовались куриные окорочка из американской гуманитарной помощи. Прозванные в народе «ножками Буша», они были настоящей находкой для нуждающихся семей.
Пусть замороженные окорока и обрабатывались хлоркой, зато они были дешевы и сытны. Из одной такой ножки получался вкусный суп на всю семью.
Бульонные кубики
Невероятную популярность завоевали и бульонные кубики. Достаточно бросить в кипяток пару кубиков — и перед вами ароматный наваристый суп или соус. Создавалось впечатление, что в основе этих кубиков — натуральный мясной или куриный бульон.
На самом же деле основу составляли дешевые растительные жиры, крахмал, пищевые добавки и ароматизаторы. При этом бульоны «Магги» и «Кнорр» активно рекламировали как секрет профессиональных поваров.
Жвачка
Обилием синтетических добавок отличались и многие сладости той поры. Вспомнить хотя бы любимую детворой жвачку «Love is» с трогательными комиксами на вкладышах.
На вкус она была кисловатой и быстро теряла аромат. А уж о полезных свойствах турецкой резинки с химическими ароматизаторами и говорить не приходится.
Сухие напитки
Не отставали по части синтетики и популярные сухие напитки вроде «Инвайта» или «Зуко». Яркие порошки превращались водой в ароматные цветные напитки.
В основе их были дешевые углеводы, пищевые красители, стабилизаторы и ароматизаторы. Проще говоря — сахар, разбавленный химией. О полезных свойствах таких коктейлей тоже не приходится говорить всерьез.
Алкоголь
В 90-е годы Россию буквально захлестнула волна дешевого алкоголя импортного и отечественного производства. Одним из самых популярных напитков тех лет стал спирт «Рояль» крепостью 96 градусов. Эту техническую жидкость для протирки оптики на родине в Германии и не думали пить. А вот в России «Рояль» с его яркой этикеткой и низкой ценой пользовался бешеным спросом.
Многие тогда и понятия не имели, что пьют по сути сивушные масла. Главное — дешево и по-заграничному эффектно. Как итог — миллионы испорченных печеней и судеб. Впрочем, по мнению экспертов, «Рояль» все же был меньшим злом по сравнению с кустарным алкоголем криминального производства.
Водка "Rasputin" была одной из самой популярной в 90-е годы. Этикетка с голографическим изображением Распутина, коварно подмигивающего покупателю, привлекала внимание.
"Rasputin" ассоциировалась с чем-то загадочным и экзотическим для постсоветского потребителя. Её активно рекламировали по телевидению и охотно покупали, несмотря на то, что водка была довольно крепкой и резковатой.
Первоначально Rasputin завозили контрабандой из Германии, но вскоре появились и отечественные подделки, которые разливали прямо в гаражах. Цена водки была чуть выше средней - около 15 тысяч рублей за литр. На эти деньги можно было купить примерно 25 буханок хлеба.
Еще одной знаковой маркой 90-х стала водка «Блэк Дэф» («Черная смерть») в стильных алюминиевых банках. Изображение черепа на этикетке должно было подчеркивать крутизну напитка. На самом деле за броским дизайном скрывалось паленое пойло жуткого качества. Оно пользовалось популярностью разве что у студентов за способность легко прятаться под одеждой.
А вот слоган «Ты кто? — Я белый орел!» надолго вошел в фольклор 90-х. Именно так рекламировали дешевую водку, позаимствовавшую символику известной западной марки. Когда «Белый орел» недавно решили вернуть на прилавки, ажиотажа это уже не вызвало. Слишком много появилось качественных конкурентов.
Ну и как не вспомнить легендарное пиво «Три толстяка». Да, на вкус оно было так себе, зато благодаря навязчивой телерекламе эти марки знали все.
Еще одним хитом 90-х стало пиво «Довгань». Этот бренд выпускал самых разных товаров — от водки до круп. При этом ни о каком качестве речи не шло — «Довгань» всего лишь наносил свое название на продукцию кустарных производителей, фактических изготовителей.
Зато бренд активно продвигался яркой телерекламой. До сих пор в Сети можно найти забавные ролики «Дока-хлеб» и «Дока-пицца», которые тоже входили в «империю Довганя». Корявый юмор и игра актеров вызывают улыбку и сегодня. Хотя на деле ни хлеб, ни пицца того бренда не отличались выдающимися вкусовыми качествами.
В целом алкоголь и прочие товары под маркой «Довгань» стали олицетворением той сумасшедшей эпохи, когда дикой популярностью пользовалось все яркое, броское и недорогое. А о качестве предпочитали не задумываться, доверяясь лишь громким обещаниям рекламы. Со временем приоритеты потребителей изменились, и бум дешевых подделок пошел на убыль.
Конечно, было бы несправедливо утверждать, что весь импорт 90-х состоял из сплошных подделок. Были и качественные продукты. Но основная масса дешевых товаров явно проигрывала отечественным аналогам как по составу, так и по вкусу. Просто тогда многим было не до разбора. Главное — сытно и по карману.
Со временем культ потребления перестал быть самоцелью. Россияне стали более требовательны к качеству продуктов. Миф о безупречности импорта развеялся. Сегодня на прилавках представлен огромный выбор отечественных товаров. И пусть далеко не все из них безупречны, тенденция очевидна — спрос рождает предложение.
Друзья, а у Вас какие воспоминания о продуктах в 90-х? Делитесь в комментариях.
Интересные редкие фото из 90-х: как ларьки и палатки заполнили улицы после распада СССР
Прошу поддержать меня - подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь с друзьями и комментируйте – буду Вам благодарна 😊😊😊
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал, где много интересного и еще больше живого общения 👍👍👍