Немало шума наделал декабрьский приказ Департамента здравоохранения города Москвы о внедрении во всех медицинских организациях города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому и детскому, аудиоконтроля амбулаторного приема врача.
Помимо этого, разработаны рекомендации врачам к проведению такого приема и алгоритм его ведения.
Давайте разбираться, какие принципы работы с пациентами в условиях поликлиники теперь должен соблюдать медицинский работник.
Общие рекомендации
Во время приема врач должен проявлять вежливость, доброжелательность, корректность и участие. Разговор нужно вести в доступной для пациента форме, при необходимости разъясняя сказанное.
Очень важно изучить электронную медицинскую карту с целью назначения профилактических мероприятий и формирования здорового образа жизни.
Не стоит демонстрировать превосходство над пациентом, критиковать его или коллег, использовать сложные термины и обезличенные обращения, а также провоцирующих и деструктивных фраз (например, "девушка, женщина", "молодой человек, мужчина", "не получится", "ваша проблема", "невозможно", "нет, нельзя").
Этапы приема и алгоритм ведения амбулаторного приема.
1. Установление контакта и идентификация
- Приветствует пациента, обращается к нему по имени-отчеству.
"Да, входите, слушаю"; "Что у Вас"; "Здрасьте" – не допускается.
2. Сбор информации
- Выясняет жалобы, проводит опрос о самочувствии.
- Берет анамнез (при первичном приеме - все виды).
- Оценивает динамику состояния пациента с прошлого раза.
Прервать пациента, при необходимости, можно только не используя негативных слов и односложных предложений, таких как: "Хватит!", "Достаточно!", "Стоп!", "Ясно!", делайте это в вежливой форме, например, "Иван Иванович, разрешите Вас прервать. Правильно понимаю, что колено болит только во время ходьбы?".
3. Осмотр
- Комментирует свои действия, объясняет ход осмотра.
- Дает указания в вежливой форме.
Использовать односложные повелительные наклонения, например, "сядьте", "встаньте", "разденьтесь" также не рекомендуется.
Правильным будет считаться, например, "Иван Иванович, сейчас я буду прослушивать Ваше дыхание - фонендоскоп может показаться Вам холодным".
4. Постановка диагноза
- Сообщает диагноз или делает заключение о состоянии здоровья пациента.
- Обязательно разъясняет диагноз, убеждается, что пациент все понял.
5. Назначения и рекомендации
- Назначает лечение, обследования, консультации.
- Подробно разъясняет прием лекарств, возможные побочные эффекты.
- Дает рекомендации по образу жизни и профилактические меры.
- Определяет дату следующего приема или условия, при которых нужно записаться.
6. Завершение приема
- Уточняет, есть ли вопросы по назначениям и рекомендациям.
- Прощается с пациентом доброжелательной фразой (например, "Всего доброго"; "До свидания").
Не рекомендуется завершать прием следующими фразами и формулировками: "Ждем вас снова", "Идите уже", "Пока", "Ну, все", "Выздоравливайте!", "Не болейте" и тому подобное.
Аудиоконтроль и рекомендации призваны повысить эффективность лечения и улучшить отношение пациентов к врачам и медицине в целом.
Не знаем, как это отразиться на качестве медицинских услуг, но на времени приема и ожидания в очередях точно.
А Вы что думаете?
Узнали, что-то новое или полезное, не поленитесь поставить «палец вверх». Вас это не затруднит, но другим людям очень поможет узнать об этом.
Источник: Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 20 декабря 2023 г. N 1241