Скажу сразу: анализировать политические высказывания авторов и задействованных в картине актёров я не стану — пусть этим занимаются соответствующие органы.
Я лишь разберу некоторые художественные достоинства «Мастера и Маргариты»(2024).
Итак, начнём.
Сюжет
Фильм 2024 года действительно «по мотивам», но мотивы довольно интересны: нам показывают историю написания Мастером его романа и последствия этого акта творчества. Дело в том, что на героя разом обрушивается и травля со стороны коллег, и душевная болезнь, со временем мешающая ему отделить реальность от собственного сюжета.
Актёры
Мастер и Маргарита
Евгений Цыганов играет «под Булгакова», и действительно некое сходство между ним и великим писателем есть. Некоторым зрителям игра Цыганова показалась слабой, мне же она понравилась: мы видим сдержанного, мужественного человека, пожалуй, даже сильного по началу. Но его силы не хватает, чтобы противостоять травле, а, самое главное, болезни.
Юлия Снигирь — утончённая, остроумная и просто красивая Маргарита. Возможно, ей чуть не хватило нерва, но химия их с Мастером-Цыгановым отношений искупила для меня этот недостаток. И дело даже не в страстных сценах — между героями ощущается любовь.
Возможно, многие не согласятся со мной, но отношения Мастера и Маргариты в сериале Бортко не кажутся мне убедительными. Ну не любит Ковальчук Галибина! Нет там «химии»...
Воланд
До начала сеанса я относился к выбору актёра на эту роль скептично. Приглашение иностранного актёра казалось мне блажью режиссёра — что, у нас своих «Воландов», что ли, нет?
Честно говоря, я мечтаю увидеть в роли Воланда Олега Меньшикова.
Но сюжет оправдывает появление именно немца, ведь изначально Мастер знакомится с обычным немецким профессором и лишь потом сам «создаёт» из него образ Воланда. Кроме того, играет Аугуст Диль достойно.
Да и вообще, сочетание внешности и обаяние обеспечивают ему попадание в образ.
Свита Воланда и другие персонажи
Коровьев в исполнении Юрия Колокольникова получился обаятельным, но слишком шебутным. После Александра Абдулова такой подход к роли может показаться карикатурным, но вот Александр Филиппенко в фильме Юрия Кары пошёл по тому же пути максимальной эксцентричности.
Бегемот предстаёт перед зрителями лишь в кошачьем обличии. Неплохо, хотя его вид — его рисовали с Мейн-куна, мне не слишком понравился. По-моему, этот персонаж должен быть обычным гладкошëрстным чёрным котом без всякой породы.
Слабее всего получился Азазелло. Никакой харизмы, особенно в сравнении с блистательным Александром Филиппенко...
Из остальных персонажей больше всех мне понравился барон Майгель в исполнении бесподобного Алексея Гуськова. Авторы фильма добавили этому антигерою биографию, связав его с литературой, и это смотрится уместно.
Харизматичный и шикарный, Майгель здесь— это человек, предавший в первую очередь самого себя.
Также хочется отметить Дмитрия Лысенкова в роли критика Латунского.
Такой отвратительный лицемер, очарователен в своей омерзительности. Браво!
Приятен и Игорь Верник в роли Бенгальского. Впервые в жизни мне стало жалко этого персонажа.
Съёмки
Москва в этом фильме — город-стройка Прекрасного Будущего. Величественные здания и даже Дворец Советов построен (привет Фëдору Бондарчуку с его экранизацией одного запрещённого сейчас автора).
Этому величию противопоставляется маленькая, но душевная квартирка Мастера. Он — чужой на этом празднике жизни. Он живёт другими реалиями.
Отдельно хочу сказать про музыку в фильме. Здесь нет эпичности Игоря Корнелюка, но именно в этой концепции сопровождение получилось приятным. Спасибо композитору — Анне Друбич.
«Антисоветизм и русофобия»
О, нет! Один из персонажей намекнул, что главой государства является Иосиф Сталин и у Сталина (о, ужас!) есть усы! Просто напомню про восхваляемый сейчас (и я его тоже люблю) сериал Владимира Бортко:
Валентин Гафт сыграл обрекшего Иешуа на казнь первосвященника Каиафу и некоего сотрудника НКВД, до боли напоминающего незабвенного Лаврентия Павловича Берию. Это режиссёрское решение будем считать «антисоветизмом»?
Понимаете, уважаемые читатели, отношения Михаила Афанасьевича Булгакова к Советской власти было, мягко говоря, неоднозначным. В частности, на допросе ОГПУ 22 сентября 1926 года он сообщил:
Литературным трудом начал заниматься с осени 1919 г. в гор[оде] Владикавказе, при белых. Писал мелкие рассказы и фельетоны в белой прессе. В своих произведениях я проявлял критическое и неприязненное отношение к Советской России. С Освагом связан не был, предложений о работе в Осваге не получал. На территории белых я находился с августа 1919 г. по февраль 1920 г. Мои симпатии были всецело на стороне белых, на отступление которых я смотрел с ужасом и недоумением.
Источник: http://bulgakov.lit-info.ru/bulgakov/document/document-3.htm
Мир сложен, он не чëрно-белый, и клеймить каждого отступившего от сиюминутной «генеральной линии» «предателем», «антисоветчиком» и «русофобом»... не совсем правильно, мне кажется:) А как вы считаете, уважаемые читатели?
Отдельно хочу сказать про горящую в конце фильма Москву. У Булгакова в романе, конечно, тоже были пожары, но значительно меньше. Некоторые критики узрели здесь чуть ли не триумф фашизма над славянами. Но я думаю, гибель Великого города следует считать аллегорией на гибель увядающего разума Мастера.
Вывод
Фильм «Мастер и Маргарита» достоин зрительского внимания. Хотя нам и не показали построчной экранизации Великого романа Булгакова, с текстом авторы обращались бережно, и лишь позволили себе интересную вариацию на тему.
Я в восхищении (с)
Уважаемые читатели, благодарю вас за внимание! А вам понравился фильм «Мастер и Маргарита»?