Мы сегодня знаете что утворим с вами? Мы из физики элементарных частиц в астрономию скакнём. И все, чтобы про растения в конце концов услышать!
Из чего оно всё
Не бойтесь. С Лламой всё просто, как укроп посеять.
Короче.
Во вселенском зародыше, из которого вся наша вселенная вылупилась, всякие элементарные частицы кучей лежали, как набор "сделай сам". Одну такую частицу вы прекрасно знаете. Это электрон, тот юркий парень, что бежит в проводах и нас током стукнет, если мы не будем осторожными. А есть частицы покрупнее, и заряжены положительно. Это протоны. А есть еще нейтральные частицы, без заряда. Это нейтроны.
И вот когда этот мешочек порвался, все они из него выскочили, и положительный протон поймал отрицательный электрон. Протон большой (относительно, конечно), а электрон маленький. И давай он летать вокруг протона по круговой орбите.
Ну уж чего проще-то.
И таких вертушек из протонов и электронов наделалось несметное количество. И это - водород. Самый лёгкий и самый простой элемент. И самый распространенный во Вселенной.
Если взять не один, а два протона, и еще два нейтрона, а вокруг запустить ещй два электрона - то получится гелий. И это тоже газ. И тоже простой, как три копейки.
Водород и гелий - два газа, которые всегда есть в космосе. Даже если ничего больше там нет. Наша Вселенная состоит на 98 % из этих двух газов. Из них и из пустоты.
Из этих газов, если их сгустить и скатать в колобок, получаются громадные газовые духовки - звёзды. Вернее, нет, звёзды - это скорее громадные термоядерные реакторы, в которых из водорода делается гелий, а из гелия делаются все остальные атомы.
Вот откуда, думаете, у нас железо взялось, или магний, или бор? Или азот, или кислород? Или золото, или уран? Сварилось всё это внутри звезды из гелия. А потом этот громадный котёл - бабах! - и разорвался на куски.
Ну, Вселенная у нас такая. В ней всё время что-то взрывается.
Там сложнее, конечно, всё, и не Лламе про это вам рассказывать, потому что Ллама биолог, а не астрофизик. Но в общих чертах - так.
А потом весь этот космический мусор собирается в комок - ну как пух тополиный летом по углам, сами знаете. Катается, катается... И делается из него в серединке звезда, а вокруг неё - планеты разные. Все они состоят примерно из одного и того же материала. Но кому-то больше его досталось, а кому-то меньше.
Эти куски, из которых мама-Вселенная планеты лепит, называются планетарными зародышами. Ну и так получилось, что в каком-то было побольше железа, в каком-то поменьше. Ну не только железа, а вообще всяких тяжелых атомов.
И так налепила целую кучу всего. Ну и нашу Солнечную систему тоже.
А смотрите, как она на атом-то похожа, а? А вот, такая у нашей Вселенной привычка. Всё повторять, что хорошо получилось. Такая повторюша-дядя Хрюша. В хорошем, конечно, смысле.
Мамины первенцы
Из таких штук, планетарных зародышей, мама-Вселенная слепила своих первенцев в нашей Солнечной системе - Меркурий, Венеру, Землю нашу и Марс. С этими товарищами вы уже знакомы - там, где я вам про парничок рассказывала. Вот они тут нарисованы, листайте
Слепила четыре колобка, а остальной мусор просто стряхнула со стола да и всё.
Этот мусор до сих пор летает там, за Марсом, и называется Поясом астероидов. Это крошки всякие, которые от наших планет у мамы-Вселенной на столе остались.
Ну вот, слепили планеты, теперь газы раздаём. А газов-то - всего ничего. Водород да гелий. Гелий инертный, он ни с чем соединяться не хочет. А водород послушный. Он с углеродом метан сделал, а в азотом - аммиак.
И мама-Вселенная отмеряет этих газов новорожденным планетам-колобкам по ковшичку. Всем досталось. Этому дала, этому дала. На в баке еще полно.
Неудавшаяся звезда
Один из нашей Солнечной семейки самый задавака был. Его зовут Юпитер. Решил он стать звездой. Набрался откуда-то, что звёзды делаются из газа - и давай этот газ таскать, пока мама-Вселенная планеты лепит и не смотрит. Набрал его целую огромную кучищу. Надулся, как громадный пузырь, и от Солнца подальше, подальше.
Тут эти газы-то у него все позамёрзли. И на поверхность выпали. А они тяжелые! Начали они под своим давлением ещё больше уплотняться, уплотняться... И так бы и могла доуплотняться, что в серединке сам собой бы зажёгся термоядерный реактор. Как в звёздах это происходит. Но массы ему, бедняге, не хватило. Астрономы знают, что самая паршивенькая звезда, коричневый карлик, в 50 раза тяжелее Юпитера. Так что не дотянул наш дружочек до звезды. Зато стал самым большим в нашей планетарной семье. Он по массе больше всех планет, вместе взятых. И по диаметру он тоже гигант. А ещё у него спутников полным-полно. Ну как у всякой потенциальной звезды. Они быстро смекнули - ооо, парень-то вона куда метит! Поотираемся-ка мы рядышком, глядишь, из него что и выйдет! Но не вышло. И теперь эта вся компания из 95 его сообщников, отирается на задворках Солнечной системы.
Первый по спутникам
"Ой, да ладно, спутники у него!" - слышется голосок. Это Сатурн. Потому что по спутникам он у нас в семье первый парень. Этих спутников у него в почти два раза больше. А один из них, по имени Титан, вообще имеет атмосферу и моря. Ни у кого такого нет. Правда, моря там из метана - но всё-аки моря же! Вот он какой крутой, Сатурн. И ещё кольца у него.
А ещё у него есть шапочка. Такая шестиугольная тюбетейка. На полюсе. Так и называется - шестиугольник Сатурна. В шапочку эту наша Земля легко поместится, и еще место останется для Марса, Венеры и Меркурия. Это такой устойчивый полярный вихрь, который, как полагают, получился в атмосфере под влиянием вращения колец.
Ледяные братья
За выпендрёжниками Юпитером и Сатурном, которые, по сути, газовые пузыри, есть еще два ледяных брата - Уран и Нептун. Если Юпитер и Сатурн - газовые гиганты, то Уран и Нептун - ледяные. Там так холодно! Бр-р-р-р! Почти абсолютный ноль. А при такой холодрыге только гелий остаётся худо-бедно газом. А всё остальное - лёд. И не удивительно, что там лёд один. И не водяной лёд, а из замёрзших газов. И в атмосфере облака из воды, аммиака, водорода и метана. Только, конечно, твёрдых. И на поверхности - вода, аммиак и метан. Твёрдые, разумеется. А вот внутри, вероятно, есть и жидкая вода, и жидкий аммиак, и жидкий метан. И вся эта мешанина очень горячая и очень плотная, потому что давление высокое. И эти жидкости там не как жидкости, а как жидкий расплавленный лёд. Не спрашивайте, а то сейчас в молекулярную физику и физхимию уйдём и не вернёмся. Короче, это у них там называется ледяной оболочкой)). Ну а внутри крошечное каменное ядро. Вот такие удивительные планеты.
Уран и Нептун похожи, как близнецы-братья. Или как два снежных шарика. Но характер у братьев совершенно разный. Уран, наш седьмой брат, совершеннейшая флегма. В его атмосфере тишь да гладь, - хотя и не божья благодать, с такими-то температурами. А вот Нептун, восьмая наша планета, очень буйная, на самом деле. Там в атмосфере, состоящей из водорода и гелия, случаются штормы. Иногда, то есть всегда. Ветерки там ого-го. До 400 м/с, то есть примерно с такой же скоростью, с какой движется звук в его атмосфере. Особенно ветренно там на смене сезонов. А сезоны там сменяются на наше время через 40 лет. После этого сто раз спасибо скажешь нашей коротенькой сибирской зиме. Она даже года не длится, ну в самом-то деле! Живём практически в раю.
Задворки
Дальше Нептуна тьма одна и мусор. Матушка-Вселенная туда остатки ледяных крошек смела, когда эти колобки катала. И они там летают, летают и иногда слипаются в шарики. один такой шарик - Плутон, который в моем детстве планетой считали, правда, маленькой. А потом оказалось, что в этом снежном крошеве таких полно, от мала до велика. Есть и побольше Плутона - Эрида. Есть и поменьше - Хаумеа и Макемаке. А есть вообще безымянные колобки и кусочки. Вся эта мешанина называется поясом Койпера, а которая ещё дальше - рассеянный диск и облако Оорта.
И всё, дальше опять пустота.
Вот и рассказала я вам про разные уголки нашей Солнечной системы. Видите, как там всё странно? А как на нашей Земле всё хорошо и прекрасно! Так давайте уже фигню творить перестанем, а? А то превратим свою планету в неизвестно что. А неизвестно чего во Вселенной итак хватает. А таких, как наша Земля раз-два и обчёлся. Или даже просто раз.
А зачем я это всё рассказывала, я уже и сама не помню. Да просто так. Почему бы и не рассказать, если мы уже в космосе, и детей сегодня нет, а работать не хочется.
Ладно, возвращаемся на Землю. Холодно тут и пусто. А дома хорошо, тепло и чай с булочками.
Забегайте! Будет познавательно!
Ваша Космоллама