Нередко при оформлении кредита в банке или займа в МФО заемщику предлагают оформить платные дополнительные услуги. Например, страховку от несчастных случаев или смс-информирование. Бывают и совсем экзотические предложения: кредитор может настоять на покупке юридической консультации, услуг телемедицины или советов астролога.
Сами по себе эти услуги могут быть и полезными, но стоит помнить, что от них можно отказаться. Это можно сделать как во время оформления кредита, так и после. Главное уложиться в так называемый период охлаждения: с 21 января 2024 года он составляет 30 дней. В течение этого периода заемщик может написать заявление кредитору и отказаться от допуслуги, если еще не успел ею воспользоваться. При этом банк обязан вернуть за услугу деньги, даже если организация, предоставляющая ее, отказывается делать возврат.
Стоит помнить, что есть услуги, которые влияют на условия выдачи кредита или займа. В случае отказа от них банк может изменить процентную ставку или вовсе отказать вам в выдаче денег.
После оформления договора кредитор обязан направить вам уведомление с перечнем услуг, на которые вы дали согласие, и предельным сроком для отказа.
Чтобы узнать, есть ли навязанные услуги в вашем договоре, посмотрите на значение полной стоимости кредита (ПСК) в правом верхнем углу кредитного договора. Для потребительских кредитов должна быть указана максимальная ПСК с учетом всех платежей за допуслуги. Если ПСК отличается от той ставки, на которую вы рассчитывали, значит, вам включили в договор дополнительные услуги.
Если вам отказывают в возврате денег за услуги, которые вам не нужны, вы можете направить жалобу в Банк России.
Всегда внимательно читайте документы, прежде чем их подписывать.