Ближе к ночи по телевизору развиваются красные флаги и из каждого угла поют гимны, рассказывают, как китайцы строили дома и дороги, прокладывали водопровод, а местные поют и пляшут на радостях.
Ночь была ужасна, ломило шею и очень хотелось обнять белого фаянсового друга, но держался.
Почему сюда стремятся попасть многие из европейских стран? Все просто, несколько известных авторов сделали себе имя на этой стране, еще в прошлом веке. Рассказывали, что практически невозможно попасть в Лхасу, по горным долинам бегают монахи, не касаясь земли. А по воде ходить, так это вообще, как у нас кашу ложкой есть с двух лет.
Немного теории для разнообразия и понимания, происшедших далее событий.
Во что верят буддисты? Все просто, они уповают на Создателя. А Создатель это Вы. Все, что происходит с Вами – это проделки кармы, что видите – это игры разума, зачастую созданные нейронными связями некие шаблоны (как в компьютере кэш, чтобы в нужный момент вытащить определенную карту не раздумывая), дабы не нагружать мозг.
Рано утром выдвинулись к святыне земли тибетской – Потале (дворец всех Далай-Лам). Состоит сооружение из десятка этажей, тысяч комнат и залов различного назначения.
Народ уже давился в очереди за билетами, ну и мы примкнули. Половину дня бродили, разглядывая статуи Лам, Будд, различных ученых и философов, кровати, столы, картины, первую машину и велосипед в Тибете. Буддийский музей одним словом.
После обеда пошли в главный храм столицы. У ворот верующие делают простирания, в то время как местные на руках утягивают в сторону с проезжей части автомобиль, неправильно припаркованный. Не отвлекать же из-за какой-то фигни человека, занятого медитацией. По периметру священного сооружения идут приезжие, очевидно из деревень. В руках тибетские барабаны с мантрами. Крутишь эту штуковину, а внутри свиток листается, вот и получается, текст автоматически сам собой читается. И не надо молитвы учить, а потом еще под нос бормотать, захламляя окружающее пространство звуками из тела.
Заходим внутрь, среди множества помещений огромный зал, с Буддой посредине.
Горят ритуальные свечи – стальные миски с топленым маслом яка, в которых плавает горящий фитиль. Запах специфичный с примесью жженого можжевельника. Но привыкаешь быстро, как и к полутьме.
Спустились в подвальную часть. В самом темном углу нашли самопроявившегося из стены козла, а точнее его рогатой морды. Местные поведали, что он активно участвовал при строительстве, таскал по собственной воле песок и камни. И на тебе, после смерти сам собой нарисовался в подвале, да и еще к этому приобрел просветление и перестал перерождаться, вот что значит не сидеть целыми днями перед теликом, а вкалывать на пользу своей кармы.
Поднялись на крышу. Красивый вид на город и Поталу на холме. Есть нюанс, практически на крыше каждого монастыря есть туалет. Это просто дыра в перекрытии между двух, на ребро установленных, досок длиной полметра (подозреваю для удобства сидения, их так устанавливают). Удивительно романтичные монахи – сидишь себе на корточках на досках и обозреваешь картины фантастических окрестностей, а ночью в полнолуние и под млечным путем, не сказка ли наяву?
Впечатленные запахами и увиденным, вышли в полном трансе на улицу. Купили себе несколько скульптурок божеств всяких, но все не просто, исходя из местных традиций. В одной оказалась специальная крышка за семью печатями, за которой находится священная мантра, ее при любых обстоятельствах доставать нельзя. Если статую потрясти, то слышно, что-то внутри бултыхается. Позже выяснилось, что это большая удача и вещичка не является сувениром.
Вечером выяснилось, что спустя почти три дня, после благополучной посадки посреди Тибетского нагорья, я снова могу бегать. Делали очередную сотню фотографий дворца Потала на фоне, пляшущих под музыку, цветных фонтанов. Начался дождь, а с местным транспортом непонятно, что происходит, т.к. ни одного написанного или произнесенного слова на английском во всей Лхасе не найти. Поймал себя на мысли – скачками несусь по темным узким и старинным улочкам к гостинице. Мимо кафешек с китайцами. А они смотрят на меня и тянут в рот палочками лапшу без конца и края из бульона с зеленью.
Что представляет из себя прием пищи по-китайски в Тибете? Заходишь в специальное заведение, там пластиковые столы и стулья по всей площади установлены, у стены стойка с кассой, а за спиной, типа бармена, шкаф в котором образцы бич-пакетов (супов в коробках или в пакетах). Покупаешь себе такую штуку, садишься за стол, а там тебя уже ждет термос с горячей водой. Замутил бодягу, пять минут созерцания заоконной жизни и можешь наслаждаться, если конечно с палочками справишься.
Ночь прошла под всхлипывания дождя за окном. Рано утром собираем рюкзаки, едем в сторону Гималаев, наша цель – Эверест. Нет, конечно, не он, но монастырь у его подножия.
Продолжение следует...