Найти тему
tereca.cherenko

"Лесозаготовительное производство". Мы верили в добро и справедливость, и мы по жизни с оптимизмом шли"

В моём личном архиве сохранились вырезки из газет советских времён с заметками о наших односельчанах, работающих на лесозаготовках. Тогда корреспонденты районной газеты были частыми гостями в различных организациях и предприятиях посёлка.

С передовиками производства района, с их достижениями знакомили нас различные рубрики: «Соревнуются водители лесовозов», «Соревнуются механизаторы», «Дневник соревнования», «Равнение на передовиков»… Чувствовался пульс жизни.

В двухтысячном году в архиве Ледмозерского леспромхоза мне показали «амбарную тетрадь», на обложке которой было написано: «Выписки из приказа о перемещении по профессиям по Ковдозерскому лесопункту. Ругозерский район, комбинат «Сегежлес» Сегежский район п. Тикша отдел кадров (Начато в 1964 г. Окончено в 1967 г.)

1-я страница

Приказ

По Ковдозерскому ЛЗП Ругозерского ЛПХ от 29/ XII -1964 г. №2 пос. Ледмозеро

С 1/XII – 1964 г. зачислить в списки Ковдозерского ЛЗП следующих рабочих:... (дан список 56 человек и карандашом добавлено ещё восемь фамилий).

1964 – 2024 г. г. В декабре исполняется 60 лет как был организован местный лесопункт. Этот год ЮБИЛЕЙНЫЙ!

Я брала интервью у многих односельчан, работающих в лесозаготовительной отрасли. Сохранились в бумажном виде их рассказы, фотографии. Некоторые свои очерки отправляла в районную газету.

Этот материал был опубликован в г. «Муезерсклес» от 21 мая 2009 года.

Мы верили в добро и справедливость,

и мы по жизни с оптимизмом шли!

… Историю делают люди. И у истоков летописи одного из самых больших посёлков Муезерского района – Ледмозеро – стояли простые труженики, верившие в то, что благодаря их самоотверженному труду их населённый пункт будет процветать и развиваться. Среди этих людей семья Станкевич, опытный сучкоруб И. С. Баулина, слаженный коллектив малой лесозаготовительной бригады Н. А. Белоуса и многих – многих других. Многих из них называли правофланговыми, теми, на кого равнялись, с кого брали пример. Они действительно этого заслуживали.

В этом году исполняется 45 лет, как начал свою работу Ледмозерский лесопункт. Сначала он назывался Ковдозерским, а уже потом был переименован в Ледмозерский. Это и послужило началом развития нашего посёлка. В те времена стране требовалось сырьё для перерабатывающих предприятий, и объёмы заготавливаемой ледмозерцами древесины росли.

Быстрыми темпами застраивалось и само Ледмозеро. Я, как старожил посёлка, хорошо помню те времена. Практически все жители работали, и такого социального явления, как безработица, не было. Тунеядство считалось позорным, ценился честный добросовестный труд. В школе, где я трудилась, часто проводились встречи с передовиками, экскурсии на производство, и молодёжь воспитывалась на положительных примерах своих старших земляков. Дети приучались с малых лет уважать людей труда, дорожить честью своей семьи, гордиться успехами своих родных и близких.

И нам, жителям Ледмозера, было чем гордиться. Один из самых крупных посёлков Муезерского района начал строиться в 1963 году. С чего начинали? С жилых домов, с объектов первой необходимости. Сначала возвели четырёхквартирные и восьмиквартирные дома, пекарню, баню… Контора лесопункта, столовая, медпункт размещались в квартирах жилых домов.

Вслед за строителями в Ледмозеро стали съезжаться и лесозаготовители. В официальных документах было записано так: «25 ноября 1964 года завершено строительство Западно – Карельской железной дороги вводом в эксплуатацию последнего участка «Муезерка – Юшкозеро». К этому времени был сформирован первый железнодорожный состав с ледмозерской и юшкозерской древесиной.

Уже девятый год мы с ребятами занимаемся поисковой работой по краеведению, собираем материалы о наших земляках, в том числе о тружениках лесной промышленности.

Супруги ЮРЧИК – Анна Александровна и Леонид Васильевич

Мы написали письмо Леониду Васильевичу ЮРЧИКУ, ныне живущему в Муезерском. Попросили его поделиться своими воспоминаниями о том времени, когда он трудился в Ледмозере. Вот что он нам ответил.

«…Стоит признать, что в годы советской власти по – настоящему уделялось внимание развитию отрасли лесной промышленности. И для этого многое делалось. В данном случае была построена железная дорога, вырастали посёлки для лесозаготовителей. Участок дороги от Суккозера до Муезерки был принят в эксплуатации в 1963 году. А через год железнодорожная колея дотянулась и до Юшкозера. К дате завершения строительства железной дороги и приурочили пропустить по ней первый состав. Не подвели ни строители, ни лесозаготовители. Это и случилось 25 ноября 1964 года.

…Моя история и история моей семьи такова. В те годы Ругозерский леспромхоз входил в состав треста «Сегежлес», контора которого находилась в Сегеже, а руководителем предприятия был Аркадий Иосифович ЭПШТЕЙН, ныне покойный.

Я в это время работал автокрановщиком на нижнем складе Кировского леспромхоза. Леспромхоз располагался в посёлке Новый. Раньше его называли «шестнадцатый километр», так как это шестнадцатый километр от посёлка Кочкома.

И вот однажды, где – то с 20 по 30 ноября 1964 года, на нижний склад приехал А. И. ЭПШТЕЙН, и без всяких долгих сборов вся бригада, а было нас пять человек, загрузились в УАЗ – 69 и, проехав сто сорок пять километров без остановки, прибыли в Ледмозеро. И что же мы увидели?

Это был небольшой населённый пункт, состоящий из железнодорожного посёлка, а ещё примерно двенадцать четырёхквартирных домов и семи – восьми восьмиквартирных.

Автокран в хозяйстве лесопункта был, и мы начали работу: загрузили три вагона (коробки). На наших глазах тепловоз этот груз и увёз к составу на станцию.

На тот момент практически все восьмиквартирные дома были пустыми, и А. И. ЭПШТЕЙН неоднократно заводил разговор, а можно сказать, и уговаривал оставаться здесь жить и работать, заняв любую понравившуюся квартиру. Но никто такого решения не принял. И только я после разговора со своей молодой женой, а было нам тогда по 20 и 24 года, 28 декабря 1964 года уволился по переводу из Кировского леспромхоза и переехал на постоянное место жительства в посёлок Ледмозеро. Вот только уже ни одной пустой квартиры не было. А когда я перевёз к себе семью, то некоторое время пришлось трём семьям жить в одной трёхкомнатной квартире. А прошёл ведь всего один месяц со дня моего первого приезда в Ледмозеро, и за это время таких первопроходцев оказался целый посёлок».

А вот что вспоминал о 24 ноября 1964 года Василий Иванович БРИТЕНКОВ, один из первых мастеров участка.

«…День, когда первый поезд проходил через станцию Ледмозеро, для строителей посёлка и лесозаготовителей стал праздником. Все радовались открытию железной дороги. В этом же году организовался Ковдозерский (ныне Ледмозерский) лесозаготовительный пункт, и на временных эстакадах были разделаны первые хлысты. Ледмозерская древесина стала поступать на целлюлозно – бумажные и деревообрабатывающие комбинаты Карелии».

-2

Разделка древесины на временной эстакаде.

Надо отметить, что в посёлок ехали люди со всех концов Советского Союза, но больше всего из Белоруссии и Украины. И до сих пор живут здесь люди, много лет проработавшие в Ругозерском и Ледмозерском леспромхозах. Наш трудовой коллектив всегда славился ударным трудом, дисциплиной, добросовестным отношением к делу.

В нашем посёлке много ветеранов труда, отдавших здоровье и силы работе в леспромхозе. Это они составляли костяк трудового коллектива: вальщики – САВКОВ Ф. В., БЕЛОУС Н. А. , МЕЛЬНИЧЕНКО М. С., СКЕРЛО И. С. , трактористы – КОЗЛОВСКИЙ В. А., ПОДВОРЧАН Н. И., , чокеровщики – КОЛОТ И. Н., ФАЛЬКОВ А. Ф., обрубщицы сучьев – СТАНКЕВИЧ В. А., КОЛОТ Е.М, САВКОВА А. И., ГУЛЯКО Б. В, ЛЁГОНЬКАЯ И. В., ЕРМОЛЁНОК Л. И., ШИНКЕВИЧ М. С., водители – ЛЯХОВИЧ Р. С., ЧЕРЕНКО А. В., ТОМАШЕВИЧ Е. В., ЛИПИН В. Н., АСАДЧЕВ А. П., МАХНАТКИН А. П., КАЙКО П. Ф.и многие другие.

Все фамилии перечислить просто невозможно.

-3

Супруги СТАНКЕВИЧ – Вера Афанасьевна и Владимир Григорьевич

-4

Бригада Николая Антоновича БЕЛОУСА (1967 год)

-5

Александр Алексеевич НЕККОЕВ

Слаженно, с полной отдачей сил, обеспечивая ударную работу бригад на вывозке, трудился коллектив самоходных погрузчиков, руководил которым А. Ф. ДМИТРИЕВ.

Листая номера районной газеты «Авангард» за 60-е, 70-е годы прошедшего века, можно прочитать материалы о первых вальщиках – БОНДАРЕ С. С. , ЗАВАДСКОМ Г. Ф, КАЗАКОВСКОМ М. Ц., КУНЕЙ П. Б….,увидеть фото мастера леса МАКАРОВА Г. Ф., шофёра ПЯТТОЕВА М. С., чокеровщика БАЛАЦУНА А. Ф, тракториста ШАЛЛИЕВА А. Ф., сучкорубов БАУЛИНУ И. С., СИМОНЧИК О. С., операторов сучкорезных машин ЖЕРНОСЕКА В. В., БУХОВЦА А. М. и многих других. Этих людей уже нет с нами, но в посёлке живут их дети, внуки, правнуки.

-6

Марьян Цыприянович КАЗАКОВСКИЙ

-7

Ирина Сергеевна БАУЛИНА

Заслуживают уважения и внимания и те, кто варил на котлопунктах вкусные обеды, ремонтировал машины, следил за состоянием дорог, работал бракёром на приёмке древесины…

Большинство из ледмозерских первопроходцев так и остались в этом крае, признав в Ледмозере свою вторую родину. Все свои силы и знания для родного посёлка, для родного предприятия отдавал практически каждый.

Современных подростков в рассказах бывших лесозаготовителей удивляет то, что люди не боялись трудностей, не жаловались, стойко переносили бытовые неудобства. И при всём этом были убеждёнными оптимистами, верили в добро и справедливость, жили радостнее.

Сейчас всё по – другому. И нам, взрослым, надо любыми средствами и методами приобщать детей к трудовой деятельности. От этого зависит будущее нашей страны и каждого из нас.

Фото из архива кружка «История школы, посёлка»