Найти тему
Bikini Gun. Записки режиссера

Когда вместо мастеров культуры мастера культурного понта

Сейчас начали бодро песочить новый фильм "Мастер и Маргарита". Поводов для этого, конечно, предостаточно. Уж не знаю, чем думали продюсеры. Хотели побесить народ режиссёром, донатящим армии окраины? Ну, молодцы. Уже было достаточно пары Снигирь-Цыганов на главных ролях, чтобы услышать многозначительное зрительское "Мда". Логично накинуть в общий котёл недовольства своих критических соображений, однако ряд моментов меня тормозит. Во-первых, фильм я не смотрел. Заносить свои пречистые в кассу недальновидных продюсеров у меня желания нет, а следовательно киношку я посмотрю лишь с её появлением в открытом доступе в интернете. Не скоро, короче говоря. Во-вторых, я никогда не испытывал особо восторга от самого произведения "Мастер и Маргарита" при всем уважении и высокой оценке творчества Михаила Афанасьевича. Мне чётко помнится, как в конце 80х роман читали все подряд. Я тогда, будучи школьником, тоже пытался его осилить, поскольку восторженным отзывам взрослых не было предела. Чтение буксовало. Осилить книгу целиком я смог только в старших классах в рамках школьной программы. Романом по прежнему очаровывались все вокруг. Мне же это казалось поветрием моды. Когда я задавал поклонникам "Мастера и Маргариты" вопрос, что же конкретно им нравится в произведении, то внятного ответа не получал. Только один одноклассник выдал мне что-то вразумительное, сказав: "Да ты чего! Классное мистическое фэнтези. Да ещё и с библейскими мотивами".

Вспомнил я эту историю не для того, чтобы принизить значение великого романа. Акцентировать внимание мне хочется на моде к определённым произведениям. Я чётко помню, как появлялась мода на Солженицына, Варламова и Николая Никулина. Потом эстафету приняли книги Резуна-Суворова. Также модно было читать либерально заточенных авторов и смотреть фильмы режиссёров того же разлива. Эта мода навязывалась. Например, считалось довольно прогрессивным читать Сорокина. Это так смело, так эпатажно, да и все книжные магазины его творениями завалены. Хочешь прослыть культурным человеком, то непременно смотри русофобские фильмы Звягинцева, восхищайся остротой юмора Шендеровича (признан Иноагентом в Российской Федерации) и слушай исполнителей, презирающих "с*вок". В идеале иметь дома на полочке "Невыносимую легкость бытия" Кундеры и каждый конец недели залипать на интервью с Владимиром Познером. А там опросник Марселя Пруста, все так глубокомысленно, тонко, проникновенно...

В свое время я определил вышеописанное явление, как "культурный понт". Это когда люди не ищут в искусстве ответы на мучающие их вопросы, а используют его ради выпендрёжа. По сути российская либеральная культура была заточена на культурный понт. Она выдавала произведения согласно западной повестке, искусственно создавая спрос. Ну, а поскольку повестка базировалась на идейных абстракциях, типа "демократии" и "свободы слова", то все "шедевры" прозападных творцов оказывались порожняком. Они могли занимать своих поклонников игрой ума, но на глубоком чувственном уровне пролетали мимо. Если либеральные фанаты говорили об испытанном катарсисе от модного произведения, то внутреннее чутье подсказывало: этот катарсис они сами себе придумали и поверили в него.

Возвращаясь к новому фильму "Мастер и Маргарита", хочется заметить, что он сегодня выглядит, как ехидный привет из прошлого. Выйди он всего на три года раньше и не разрывало бы сегодня рунет от гневных статей и комментариев. Мы бы понесли свои денежки в кассу киноделов. Ведь они реально постарались ради нашего культурного выпендрёжа.

Источник фото: youtube.com
Источник фото: youtube.com