Минниханов честно признался, что ему «немножко обидно» за моногорода, которых лишили поддержки
В РТ на минувшей неделе высадился «десант» агентства стратегических инициатив и ВЭБ.РФ во главе со Светланой Чупшевой и Игорем Шуваловым. Организации готовят стратегии своего развития на ближайший 6-летний цикл, в поисках вдохновения и новых идей они посещают успешные регионы страны. Интригой встречи стал вопрос, сумеет ли Татарстан сохранить финансирование по линии моногородов, которого может лишиться из-за упавшего до минимума уровня безработицы. О том, на какую поддержку надеются создатели российского электрокара «Атом», как глава Елабуги предлагает монетизировать статус исторических поселений и какую экспансию готовит сеть татарского фастфуда «Тюбетей», — в материале «БИЗНЕС Online».
Поддержка моногородов: создано 18 тыс. рабочих мест, привлечено 56 млрд рублей частных инвестиций
На минувшей неделе Татарстан с бизнес-миссией посетила делегация агентства стратегических инициатив (АСИ) и ВЭБ.РФ, которые сейчас работают над обновлением своих стратегий на предстоящие годы. Гендиректор АСИ Светлана Чупшева на встрече в Доме правительства РТ уточнила, что совместный визит проходит в рамках начала цикла «нового стратегического витка 2024–2030 годов». Именно на таких встречах и рождаются новые проекты, которые потом будут представлены руководству страны. Татарстан — четвертый регион, куда АСИ и ВЭБ.РФ приезжают с бизнес-миссией, ранее они уже проводили такие визиты в Калининградской и Липецкой областях, а также в Великом Новгороде.
Но нервом встречи стал более приземленный вопрос: будет ли Татарстан и дальше получать поддержку на развитие моногородов от ВЭБ.РФ — именно ему с 2021 года были переданы эти функции. В РТ 7 моногородов — это Набережные Челны, Зеленодольск, Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны, Чистополь и Нижнекамск. Как ранее писали «Известия», на помощь по линии ВЭБ.РФ — льготные займы на инвестпроекты и софинансирование создания инфраструктуры — смогут рассчитывать только те населенные пункты, где уровень безработицы вдвое выше среднего по стране. В сентябре 2023 года о том, что Татарстан, вероятно, лишится такой поддержки, сообщил министр экономики республики Мидхат Шагиахметов на одном из заседаний в кабмине РТ. Дело в том, что в регионе установился небывало низкий уровень безработицы — всего 2%. По логике федералов, основная цель мер поддержки моногородов — это создание новых рабочих мест, не связанных с градообразующей организацией, а если безработных практически не осталось, выходит, и в поддержке такой город уже не нуждается. Высокопоставленный руководитель из правительства РТ в беседе с корреспондентами «БИЗНЕС Online» подтвердил, что Татарстан фактически лишился поддержки по линии моногородов с 1 января 2024 года, хотя какого-то конкретного документа на этот счет нет.
Однако в начале первой части встречи, которая прошла без председателя ВЭБ.РФ Игоря Шувалова (он еще был на пути из Челнов в Казань), эта тема не затрагивалась. Президент республики Рустам Минниханов лишь отметил, что Татарстан активно взаимодействует с ВЭБ.РФ. Благодаря финансированию госкорпорации в моногородах РТ появились современные промышленные площадки, значительно увеличены площади КИП «Мастер», создана инфраструктура для промпарка «Хайер». В партнерстве с ВЭБ.РФ в Татарстане было построено три школы. Благодаря этим проектам в регионе было создано более 18 тыс. рабочих мест, удалось привлечь 56 млрд рублей частных инвестиций.
«Пять шагов» Альметьевска, головная боль для Елабуги
Далее к микрофону пригласили спикеров, которые рассказали о своих успешных кейсах и выступили с предложениями к московским гостям. Первым дали слово главе Альметьевского района Тимуру Нагуманову. Начал он с замечания о том, что в ситуации, «когда у тебя вроде бы все хорошо, очень трудно бывает задуматься, куда надо двигаться дальше, чтобы обезопасить себя от каких-либо критических изменений». Вырваться из рутины и взглянуть на себя со стороны команде города помогла программа обучения «Топ-100 городов России».
Стало понятно, что Альметьевск является моногородом, хотя де-юре его к таким не относят (40% жителей здесь заняты в сервисах и других отраслях экономики, 60% — в нефтянке). «Но, для того чтобы перейти в состояние устойчивости при сохранении объема нефтяной отрасли, нужно вырасти больше чем в 2 раза по количеству и объему занятых в других отраслях экономики», — обозначил спикер. И добавил, что команда два года занималась формированием стратегии для достижения этой цели, особую ставку сделали на развитие МСБ и креативных индустрий.
Отдельно он отметил программу ВЭБ.РФ «Пять шагов для городов». Ее первый шаг подразумевает создание комфортной среды и функциональное разнообразие сервисов рядом с домом. «Входы в подъезды, мы раньше особо на это внимания не обращали. [Потом] поняли, что создание элементарно комфортного выхода из подъезда, стеклянная дверь в подъезд кардинально преображают отношение жителей к своему жилищу», — привел он близкий Шувалову пример. Минниханов добавил, что настоящим магнитом для молодежи Альметьевска станет создаваемая на базе АГНИ Высшая школа нефти.
Головная боль для Елабуги — статус исторического поселения федерального значения, обозначил в свою очередь глава района Рустем Нуриев. Статус вызывает пристальное внимание к содержанию расположенных там зданий и памятников. Однако существующий уровень финансирования не позволяет самостоятельно и в полном объеме решать вопросы их жизнеобеспечения.
«Специальные деньги в бюджете на содержание объектов культурного наследия не предусмотрены, а внимания им нужно в разы больше, чем новым строениям», — отметил Нуриев. Решением, по его словам, могла бы стать новая программа, «монетизирующая статус исторических поселений через повышающий коэффициент при расчете выделяемых субсидий» на содержание и капремонт территорий и зданий. Кроме того, Нуриев предложил ввести и налоговые льготы для бизнеса, но при условии, что часть средств они будут направлять на развитие территории. «Это даст импульс к привлечению и развитию бизнеса, позволит направлять средства на развитие территории», — отметил он.
Сложность представляют содержание и ремонт МКД, которые являются объектами культурного наследия. Он предложил два возможных пути решения: первое — это продажа зданий за 1 рубль собственникам, способным далее эффективно использовать имущество, второе — включение таких зданий в программу модернизации коммунальной инфраструктуры (по особому разделу для исторических поселений).
Открытый бассейн на Кировской дамбе и «Большая Волга»
Директор Института развития городов Татарстана Наиля Зиннатуллина предложила разрешить участвовать во всероссийском конкурсе малых городов и исторических поселений поселкам городского типа (пгт). Зиннатуллина привела пример: город Лаишево (9 тыс. человек) участвовал в конкурсе 4 раза и трижды выиграл, а пгт Васильево (17,2 тыс. жителей) не может принимать участие. В прошлом году такую возможность уже получили села Дальневосточного федерального округа (ДФО). «Мне кажется, вся страна уже готова аккуратненько переходить и открывать новую категорию. Я надеюсь, что правительство РФ как остальные регионы, так и республику в этой инициативе поддержит», — отметила она.
Позже главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ Ирина Макиева согласится, что пгт «незаслуженно забыты» в программе развития малых городов и исторических поселений, и потребует «донакрутки и донастройки».
Вторым Зиннатуллина подняла вопрос о развитии общественных пространств. Прилегающие к социальным учреждениям территории учреждений не могут быть благоустроены по проекту «Формирование комфортной и городской среды» из-за одной формулировки в рекомендациях, обозначила спикер. Там говорится, что работать можно только в открытых общественных зонах. При этом, например, участки у медучреждений могут стать более комфортными для пациентов, их родственников и персонала. Успешный пример — Чайковые озера около горбольницы №7.
Также Зиннатуллина поделилась, что ее институт прорабатывает с ВЭБ.РФ проект городского рекреационного комплекса с открытым бассейном на территории Кировской дамбы в Казани. «Я думаю, что буквально на следующей неделе мы будем готовы приехать к вам (Минниханову — прим. ред.) с коллегами и инвесторами и доложить о тех вариантах развития событий, которые доступны на текущий год», — буквально заинтриговала она.
Еще одной интригой стал анонс разработки туристической схемы «Большая Волга». Как рассказала руководитель проектного офиса ООО «ПроГород» Ксения Титова, проект — это пространственная стратегия развития туристической отрасли 13 регионов как единой туристической макротерритории. Разработать проект должны до декабря, но предварительные итоги могут презентовать уже в середине этого года.
Количество предзаказов на российский электромобиль «Атом» составляет уже более 105 тыс., рассказал следующий докладчик — директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «Кама» Анатолий Кияшко. Причем бо́льшая часть предзаказов приходится на B2B-сектор. Впрочем, напомним, что бронирование на самом деле ни к чему покупателя не обязывает, так что цифрой обольщаться не стоит.
Запуск серийного производства «Атома» запланирован на 2025 год. Инвестиции в проект уже составили 24 млрд рублей, из которых 14 млрд — это средства частных инвесторов. В 2024-м АО «Кама» планирует привлечь еще 31 млрд рублей — через механизмы фабрики проектного финансирования ВЭБ.РФ (15 млрд рублей) и еще 6 млрд рублей — в виде гранта российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) по линии поддержки особо значимых проектов (ОЗП). Однако Кияшко дал понять, что нужно определиться с источниками финансирования.
«Завершение разработки операционной системы АТОМ OS, которую мы делаем не только для себя, но и для других отечественных автопроизводителей электрокаров с возможностью экспансии и экспорта на международные рынки, требует определенного источника финансирования. Также мы просим на уровне правительства получить разрешение, чтобы „Кама“, как единственный исполнитель и организация, которая внедряет этот проект, получила грант на разработку и внедрение. Нужно решение для масштабирования этого проекта на других автомобилях российского производства», — обратился Кияшко к присутствующим.
Руководитель РФРИТ Александр Павлов, который также присутствовал на сессии, позитивно оценил проект «Атом». «Мы на такие проекты можем предоставлять грантовое финансирование до 6 миллиардов рублей. Поэтому рассчитываем, что сейчас во второй волне отбора проект тоже будет представлен и мы можем здесь оказать поддержку внутри группы компаний ВЭБ.РФ», — сказал Павлов.
Подсветка городов как отдельный вид искусства и «Тюбетей» как пример «мягкой и вкусной силы»
Далее директор ООО «Энергогенез» Айдар Хузагарипов рассказал о своем проекте цифровой трансформации городской среды на примере систем городского освещения Казани. Идея у него возникла, когда он обратил внимание, что освещение зданий в городе включается в разное время, из-за чего с наступлением темноты на какое-то время остаются неосвещенные пятна — получается «эффект неработающей гирлянды». Это сводит на нет все старания городских властей и собственников зданий по тщательно подобранному осветительному оборудованию, считает докладчик.
«Создана технология, которая предполагает объединение компонентов систем уличного освещения и элементов освещения фасадов зданий — посредством мобильной сотовой связи за счет устанавливаемых GSM-модемов», — объяснял Хузагарипов. По его словам, проект не просто улучшает архитектурно-художественные качества городской среды, но также повышает безопасность и энергоэффективность освещения. Экономия электроэнергии достигает 10%.
Хузагарипов попросил у московских гостей рекомендовать разработку государственным и муниципальным органам власти, госкорпорациям, естественным монополиям по всей стране. Кстати, проект уже был реализован для синхронизации освещения зданий на главной площади города — площади Свободы. «Поаплодируем ему», — поддержал выступающего Рустам Нургалиевич.
Основатель сети ресторанов современной татарской кухни «Тюбетей» Султан Сафин начал с рассказа, как несколько лет он учился и работал за рубежом и его мучил вопрос, почему «мир завоевал бургер, а наша вкуснейшая национальная кухня осталась на задворках кулинарии». Со временем мечта создать свой национальный бренд воплотилась в реальность — созданная Сафиным сеть татарского фастфуда «Тюбетей» уже накормила 7 млн человек, в этом году ожидается открытие 23-й точки. Он похвастался, что его команда «полностью кормила KazanForum 2023», а 6 точек питания «Тюбетей» по результативности превзошли 10 ресторанов одного из мировых гигантов фастфуда. Сеть татарского фастфуда вышла за территорию Татарстана, в прошлом году поесть эчпочмаки и чак-чак стало возможно и в Уфе. «Стратегически мы смотрим на восток», — заявил Сафин и попросил у гостей помощи с выходом на новые рынки. Под финал выступления он пригласил всех в гости со словами, что лучше, конечно, попробовать. Врачу-эпидемиологу Геннадию Онищенко такой заход понравился, он назвал «Тюбетей» примером «мягкой и вкусной силы».
Чупшева согласилась с ним, что татарская сеть «раскрывает культурный код» и в целом «мы интересны миру именно нашей идентичностью», а не копированием Запада. Сам Татарстан — это уже известный мировой бренд, а факт изготовления какой-то продукции в нашей республике уже является гарантом качества. Подводя итоги, Чупшева сказала, что ей понравились все доклады и с учетом услышанного будут приняты соответствующие решения на уровне правительства РФ.
Минниханов еще раз подчеркнул, что результатом мер поддержки моногородов стало создание 18 тыс. рабочих мест, которые «с неба не падают». А далее он коснулся волнующей его темы поддержки. «Как страну менять? Она так просто меняться не будет. Нужны люди, которые смогли бы эту страну поменять. А без денег, со своими идеями — только в храмы и мечети ходить, просить у Всевышнего!» — рассуждал Рустам Нургалиевич.
В то же время он выступил против такой логики распределения средств, когда финансирования лишаются самодостаточные регионы. «Им не надо — давайте дадим другим. А смысл? Надо давать туда, где выхлоп будет! Ну вот дали. Давайте сравним вложения и посмотрим, какой выхлоп и какая польза. Я не говорю, что другим [несамодостаточным] регионам давать не надо. Мы же живем в одной стране, мы такие же граждане, патриоты нашей страны. Справедливость прежде всего должна быть», — считает Минниханов.
«Я понимаю, что бюджет нужно балансировать, но когда есть государственные, президентские программы… Что это такое? Дело не в том, что много или мало [денег выделено], но когда не дают — это немножко обидно», — добавил глава РТ.
«Стратегический» проект в Зеленодольске и обновление ЖКХ в Нижнекамске
После небольшого перерыва к совещанию присоединился и председатель ВЭБ.РФ Шувалов, который до этого посетил площадки челнинского промпарка. В зал он вошел в веселом настроении и, садясь за стол, пошутил: «Миру — мир, татарам — деньги». Он особо подчеркнул, что «многие субъекты инициируют проекты, но они не всегда доходят до конкретного результата», а проекты в Татарстане «заканчиваются конкретным результатом».
Шувалов обещал оказать поддержку проекту электрокара «Атом». «У меня полная уверенность, что это стратегически важная область», — заявил Минниханов. «Первоклассный проект, но здесь необходима будет поддержка со стороны правительства Российской Федерации, и мы со своей стороны будем убеждать. То, что мы видели, — хочется ребятам помочь», — обещал председатель ВЭБ.РФ.
Далее перешли к презентации двух проектов, которые рассчитывают на софинансирование от ВЭБ.РФ. Причем оба оказались из моногородов Татарстана. Из чего можно сделать вывод, что либо с программой поддержки моногородов еще не все потеряно и возможны какие-то варианты, либо же авторам проектов предложат другие каналы финансирования.
Итак, первый проект — это строительство комплекса по производству компрессорных агрегатов для проектов СПГ в Зеленодольске от АО «Казанькомпрессормаш». «Нам надо делать агрегаты для СПГ, Запад все нам закрыл, но это возможно [производить в нашей стране]», — объяснял важность проекта Минниханов. Управляющий директор предприятия Ильнур Сагдиев рассказал, что аналогов такому производству в России нет, а его создание «является стратегически важным инвестиционным проектом», т. к. освоенная продукция позволит заменить американское, японское и корейское оборудование.
Для строительства производства компания уже приобрела земельный участок площадью 5,5 гектара. Однако к нему необходимо будет провести инженерную инфраструктуру. На это понадобится 1,2 млрд рублей, причем 70% этих денег — расходы на строительство подстанций для электроснабжения создаваемых мощностей. Сагдиев предложил Шувалову рассмотреть возможность софинансирования этой инфраструктуры на 840 млн рублей.
Однако выяснилось, что в связи с определенными требованиями по финансированию проектов в моногородах с этим имеются проблемы. «Непросто было подобрать такую площадку. СПГ — это будущее, государственная задача», — снова заметил Минниханов и попросил найти варианты, чтобы поддержать данный проект.
Актуальную сейчас тему поднял глава Нижнекамского района Рамиль Муллин. Он рассказал, что сегодня в Нижнекамске износ сетей составляет почти 60%, а наибольшую тревогу вызывают сети тепло- и горячего водоснабжения. «Если в 2022-м у нас по горячему водоснабжению было порядка 7 тысяч обращений граждан, а по отоплению — 5 тысяч, то уже в прошлом году их стало свыше 10 тысяч и по горячему водоснабжению, и по отоплению», — обозначил он. Муллин обратил внимание на одну из программ ВЭБ.РФ в этой отрасли, которая позволила бы с помощью концессии профинансировать обновление сетей на 3,8 млрд рублей.
«Проблемы есть с инструментами по поддержке моногородов, но проект важный, — признал Шувалов, добавив, что запрос на поддержку коммунальной инфраструктуры в стране есть и от вице-премьера РФ Марата Хуснуллина. — Но пока, к сожалению, не удалось запустить ни одного большого проекта, инструменты, которые были раньше по линии моногородов, сегодня не работают. (…) Мысль такая: денег будет меньше, давать станут тем, у кого кричащая ситуация».
Минниханов попросил найти другие инструменты финансирования и для этого проекта. Он также считает, что нужно менять отношение к тарифной политике и инвестиционной деятельности ресурсоснабжающих организаций. Мол, благие намерения «не поднимать тарифы и не давать деньги» на развитие сказываются большими проблемами у предприятий сферы ЖКХ.
«Сейчас зима, которая много бед принесла, это нам сигнал и предупреждение, что нужно срочно инвестировать, иначе дальше могут быть серьезные проблемы», — согласился Шувалов.
Выходец из Татарстана — управляющий директор бизнес-блока госкорпорации «ВЭБ.РФ» Тимур Тимергалиев — тут же доложил, что в бюджете РФ на модернизацию коммунальной инфраструктуры вплоть до 2030-го планируется закладывать по 150 млрд рублей на всю страну. Понятно, что, для того чтобы отремонтировать коммунальные сети во всей России, этого не хватит. В качестве альтернативы ВЭБ.РФ предлагает инвестировать в сети — за счет банковского финансирования, которое частично (в течение 15 лет) будет компенсироваться за счет федерального бюджета, а частично — перекидываться в тариф.
Наталья Голобурдова, Вероника Ваганова, Фаиль Гатаулин
Фото: rais.tatarstan.ru