А наш — мирный!
— Товарищи! …Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно. Наука еще пока не в курсе дела!.. – вот так кратко и лаконично в середине прошлого века лектор в популярной новогодней комедии ответил на вопрос, который сам же и задал. После чего, задорно потрясывая лекторским портфелем, пустился в круг лезгинки. Но тогда ответа на этот вопрос действительно не было, а споры на данную тему с момента, когда Галилео Галилей первым взглянул на земного соседа в 1609 году, меж тем не прекращаются по сей день. Впрочем, на красную планету задолго до известного астронома обратили внимание древние греки и тут же окрестили ее Марсом в честь бога войны. И если сравнивать карту движения планет с историческими событиями в дальнейшем, происходящих с человечеством, время великих противостояний народов происходило именно в периоды приближения Марса к Земле. Тайну красной звезды люди пытаются разгадать тысячи лет. И это желание настолько велико, что необычные и удивительные места на своей планете земляне называют Марсом. Северная Америка, Перу, Китай, Монголия, Казахстан и Киргизия… В каждой из этих стран есть свой Марс. Есть он и у нас — на Алтае. В отличие от своего космического тезки он вполне себе мирный и по-своему гостеприимный. Вот там жизнь точно есть! Так что, дорогие земляне, стать марсианами мы можем, не покидая не только планеты, но и наших Алтайских гор. На короткое межпланетное рандеву потребуется всего пара дней, если, конечно, вам не захочется его продлить.
Самый «молодой»
Популярность алтайского Марса начала стремительно расти всего 10 лет назад, после того как там побывали исследователи из Клуба путешествий Siberian Expeditions. Слухи о невероятной красоте гор в районе реки Кызыл-Чин, конечно же, ходили, но от массовых посещений этот уголок спасали удаленность и труднодоступность. Так что, можно сказать, что из всех земных Марсов наш еще и самый молодой. Впрочем, в данном случае молодость понятие относительное. И путешествие в Кызыл Чин это не просто путешествие на другую планету, это еще и перемещение во времени. Ведь если верить ученым, эти цветные скалы состоят из песчаников и конгломератов мелового периода 70 миллионов лет назад. Исследование показывает, что приблизительно 100 миллионов лет назад здесь плескался огромный внутренний бассейн реликтового Чуйского озера. Стенки его чаши похожи на гигантский слоеный пирог, который ученые называют свитой, и в каждом его слое и сегодня можно найти остатки пресноводной озерной жизни или камни с отпечатками ракушек, водорослей и даже рыб. А если Марс будет особо благосклонен, может одарить посетителя стромалитом, окаменевшими сине-зелеными водорослями, внешне они напоминают пористую губку.
Кстати, мало кто знает, что официальное название марсианских холмов Алтая — Кызылгирская свита. Фотографы, понимающие толк в тенях и полутенях, уверяют, что осматривать цветные скалы и наслаждаться космическими красотами лучше утром и днем. Тени же, расползающиеся по разноцветным горам вечером, принципиально меняют восприятие мира, и здесь этот эффект можно назвать мистическим.
Двойник красной планеты
Среди горных пород, обнаруженных в долине реки, правый берег которой копирует марсианские пейзажи, встречается гематит: в переводе с греческого «кровавый камень». Всевозможные оттенки от коричневого до ярко-красного камням дарит редкий минерал – маггемит – окись железа. Часто встречаются примеси марганца. А вот бело-голубые отливы у скал уже от хрома. Вокруг этого разноцветного чуда алтайских гор в ученой среде разгорается много споров. Кто-то упрямо доказывает, что необычный цвет этим горам подарила киноварь – ртутный минерал, который на свежем сколе напоминает яркие пятна крови. Кто-то считает, что скалы украсили оксиды железа, их примеси и выходы на поверхность пластов цветных глин. Впрочем, тайна только притягивает, и, когда шагаешь по красным скалам, держишь в руках желтые и малиновые камни, ощущаешь причастность к необъятной вселенной.
Горы Кызыл-Чина пестрят разноцветьем. Цветовая палитра насчитывает десятки оттенков, от теплого терракотового до холодного фиолета. Словно на горные склоны упала и рассыпалась радуга. Все это действительно очень похоже на марсианские пейзажи, разве что пролетающие в синем небе птицы могут вернуть путешественника в земную реальность.
«Ржавчина», так на языке обывателя называется оксидная пленка на поверхности планеты, редчайшее явление в Солнечной системе. Она существует лишь на Земле и на Марсе. Говоря проще, самой красной из всех красных планет – Марсу, цвет дает именно ржавчина. И покрывался он ею миллиарды лет, когда она появилась на земле. Оказывается, красноцветные коры выветривания на Земле возникли очень давно, но только лишь после того, как в атмосфере появился свободный кислород. Подсчитано, что весь кислород земной атмосферы, а это 1200 триллионов тонн, зеленые растения производят по геологическим меркам почти мгновенно, всего за 3700 лет! Но если земная растительность погибнет, свободный кислород очень быстро исчезнет: он снова соединится с органическим веществом, войдет в состав углекислоты и окислит железо в горных породах. Земля превратится в Марс.
Колючие обитатели
Так есть ли жизнь на Марсе? Сегодня точно известно, что была!
Ведь только совместное воздействие воды и кислорода атмосферы, да еще более теплый, чем ныне, климат могли привести к тому, что сосед Земли покрылся таким мощным слоем «ржавчины», а теперь за многие сотни миллионов километров виден как «красный глаз». И еще одно условие: «ржавчина» могла возникнуть лишь в том случае, если на «Красной планете» когда-то была пышная растительность, и жизнь на Марсе, возможно, существовала не только в виде растений.
Ну а наш алтайский Марс все же может похвалиться и флорой, и фауной, пусть и довольно скромной по тем же таежным меркам. Свою роль в скудности и суровости места сыграли ветра, которые дуют практически беспрерывно, периодически меняя направление и бросая под ноги путешественникам клубки верблюжьих колючек. Растительность на Марсе пустынная, характерная для Центральной Азии. Красно-желтые полосатые холмы то там, то здесь украшают редкие неприхотливые кустарники с гладкими стволами, напоминающие стебли бамбука. Растет на Марсе и курчавка колющая, и остролодочник, и колючая анкафия красная, и ароматная полынь.
С высоты полета, когда цветы начинают дополнять марсианские пейзажи, за долиной Кызыл-Чина наблюдают удоды и черные грифы. Ночью открывают охоту на грызунов филины. А еще живет на цветных скалах зверь, которого часто называют невидимкой. Увидеть его часто невозможно даже с близкого расстояния, так ловко он маскируется в расщелинах. Это манул — дикий кот, отличающийся своей осторожностью и повышенной пушистостью.
Если внимательно присмотреться к строению скал, даже невооруженным глазом на их вершинах можно увидеть небольшие выветренные пустоты – пещерки, где, вероятно, манул и прячется от людей. А еще издавна бродит по красным камням Марса история о том, что когда-то в одной из них жила волчица с волчатами. Местные пастухи пещеру так и называют — Волчья. Впрочем, если волки и действительно здесь когда-то жили, сегодня от их присутствия не осталось и следа.
Байкальские корни
Алтайский Марс, или Кызылгирская свита, сложен преимущественно желтовато-коричневыми, серыми грубозернистыми песчаными, гравийными и щебнистыми отложениями со слоями до 5 метров толщиной. Местами ее мощность приближается к 50 м. Сходные ряды близкородственных форм пресноводных моллюсков, останки которых встречаются на алтайском Марсе, описаны в озерах Байкал, Охрид, Танганьика, Бива и Титикака. Особое значение для определения возраста кызылгирской свиты имеют именно эти остатки, которые дают возможность предположить время формирования нашего Марса, а это, задерживаем дыхание, 5-6 миллионов лет назад.
Телепорт Кызыл-Чин
И если бы не цветные скалы, людей заманить в долину Кызыл-Чина было бы сложно. Рожденная снежниками горного массива Сукор, по Кош-Агачскому району эта река бежит по меркам прочих сибирских рек всего-ничего — 20 километров. Питается ручьями, ручейками, есть у нее и свои роднички… Однако воду из них знающие люди пить не рекомендуют. Неподалеку от Марса, вверх по склону на правом берегу реки, есть законсервированная штольня рудника, где, вероятнее всего, добывали киноварь, а это ртуть, и гарантий, что родничок-ручеек не пробивается на своем пути через насыщенные рудой породы, вам здесь никто не даст. Так что лучше не рисковать и питьевую воду на Марс взять с собой из безопасного источника.
Кызыл-Чин — река степенная, течет с перерывами на «отдых». Ее настроение зависит от солнышка: пригрело ясное, снежники начали таять, вода прибывает и бежит по дну ущелья, спряталось — уснули снежники, и река «останавливается». Туристы с подачи местного населения говорят: «Выключается речка на ночь». В нижнем течении русло реки и вовсе высыхает. Только весной, в половодье, да еще после дождей можно увидеть место, где Кызыл-Чин впадает в приток Чуи — Чаган-Узун.
Почти на всем протяжении реку сопровождают тополя. Почетным караулом, в шеренгу по одному, они выстроились вдоль берегов реки и дарят прохладу. А когда деревья сбрасывают зеленый наряд, они превращаются в строгих стражников реки и ущелья. Закрученные ветрами стволы, хаотично растущие ветки… И вокруг цветные скалы… Словно действительно телепортируешься на другую планету. Вот в такие минуты понимаешь, почему Кызыл-Чин называют еще марсианской рекой. Не только потому, что на ее левом берегу расположились сразу два алтайских Марса, а еще и потому, что ущелье, по которому она бежит, с высоты птичьего полета похоже на глубокий марсианский каньон.
Сколько их?
Внимательный читатель наверняка обратил внимание на то, что мы упомянули о двух алтайских Марсах. Их, пятен инопланетного характера, у нас на самом деле несколько. Целых три! И это только в долине реки Кызыл–Чин. Первый находится на въезде в ущелье Кызыл-Чина. Он признан самым объемным и доступным в силу того, что и площадь занимает внушительную и внедорожник для его посещения не требуется. Для полноты восприятия инопланетного пейзажа там сегодня даже создана инсталляция в виде марсохода.
Второй Марс находится в часе ходьбы вверх по течению Кызыл-Чина, если отвлекаться на поиск древних природных артефактов. Яркие цветные полосы второго Марса, расположенные под углами, охватывают сразу несколько мелких отрогов. Полюбоваться ими можно не только со дна ущелья, но и с верхней смотровой площадки на скале напротив.
Возраст третьего Марса, расположенного неподалеку от второго, ученые определили по остаткам цветочной пыльцы, они определяют его до времени, когда по Земле еще гуляли красавцы-динозавры. Он был открыт весной 2019 года группой испанских учёных, и практически сразу же было принято решение ограничить количество туристов, не более 20-30 человек в год. Цветная гора третьего алтайского Марса называется пупырь Карамель-Амарасьента. Уже по названию видно испанское влияние.
Но есть еще один Марс, четвертый. Чтобы его увидеть, придется отправиться на границу с Тывой. Но так как расположен он все-таки у нас на Алтае, значит, и он наш – родной. Информации о нем пока немного, еще меньше, чем об уже освоенных.
В какую сторону направляться
Урочище Кызыл-Чин находится в девяти километрах к юго-западу от села Чаган-Узун, что на Чуйском тракте.
Отправной точкой маршрута служит 863-й километр Чуйского тракта, где нужно свернуть за село Чаган-Узун и проехать мост через Чую. На своей машине до первого Марса тоже можно доехать, но риски застрять либо утонуть после обильного дождя есть даже у внедорожника, поэтому туристов там ожидает целая стоянка уазиков, на которых местные водители возят на Марс. Надо же людям хоть на чем-то зарабатывать. Летом количество машин доходит до сотни, что убедительно говорит о популярности марсианских пейзажей у современных туристов.
На Марс-второй тоже возят уазами. Но побродить по нему непосредственно, в отличие от первого, вряд ли удастся. Это только место для созерцания радужных гор. А вот насыщенность и глубина красок здесь намного шире, чем на Марсе-первом.
Марс-третий расположен на правом берегу реки Чаган-Узун, и добраться до него можно только в некоторые дни вброд на внедорожнике. Существует, правда, еще один вариант – мост. Но после сильных дождей он уходит под воду. Второй маршрут - через село Ортолык. А вот сюда добираются немногие туристы, только самые упертые. Даже местные проводники нередко отказываются от этого маршрута. При этом именно на третьем Марсе можно увидеть еще более древнее геологическое образование — «кору выветривания» и пупырь Карамель-Амарасьента, возвышающийся над рекой, – неотразимый скальный останец.
Луна, Сатурн и иже с ними
Наш алтайский Марс, по мнению посетивших его туристов, своими космическими границами выходит далеко за пределы орбиты земного соседа. Кто-то видит в окрасках скал Кызыл-Чина Луну, кто-то Юпитер…
Те, кто осмелились на «межпланетное ранденву», подтверждают, что местами цветные скалы отличаются белоснежным цветом на фоне других участков горных массивов. Юпитером часто называют отрезок второго Марса. Видимо, из-за четко прорисованных природой ярких светлых полос на горной гряде.
Алтайский космический синдром набирает силу. К примеру, в соседней с уже классическим Марсом горной котловине особо любознательные туристы открыли новый Марс у противоположного берега реликтового Чуйского озера. Станет ли он столь же популярным и доступным, как Марс, открытый десять лет назад, покажет время. Поговаривают, что жители села Чаган-Узун уже готовятся возить туда туристов.
Таисия Сорокина