Найти тему
В поисках лучшего

Полетит или пролетит? Россия и Беларусь заявили о планах создания совместного легкомоторного самолета.

Российская Федерация и Республика Беларусь в течение двух лет планируют запустить в производство совместный легкомоторный самолет вместимостью 4 человека, способный развивать скорость до 300 км/ч. Первые два экземпляра новинки должны подняться в воздух уже в 2026 году. Об этом сообщил вице-премьер Беларуси Петр Пархомчик.

Воздушный проект двух стран будет базироваться на белорусском самолете СВ-4, который в настоящее время уже разрабатывается Национальной академией наук Беларуси. Российская сторона будет участвовать в разработке двигателя, авионики и других систем нового самолета.

При этом отечественными конструкторами наверняка будут использованы и наработки по еще одной ожидаемой новинки российского авиапрома - девятиместного многоцелевого самолета "Байкал" (ЛМС-901). Его запуск в производство запланирован на 2025 год.

Что же касается проекта, озвученного вице-премьером Беларуси, то уже к 2030 году в воздух должны подняться несколько десятков 4-местных самолетов. В вопросе, сколько именно десятков самолетов должны быть произведены, Пархомчик не стал вдаваться в конкретику, предпочтя обозначить диапазон от 85 до 100 единиц.

Это вполне объяснимо – масштаб производства новой модели определяет имеющийся на него спрос. Ниша же использования 4-местных самолетов довольно узка, причем здесь давно обосновались модели таких известных мировых брендов, как «Сессна», «Пайпер» или «Пилатус».

4-местная Сессна.
4-местная Сессна.

И если услуги всем известных более крупных «кукурузников» (Ан-2) и «Чебурашки» (L 410) пользуются широким спросом благодаря невысокой цене, и относительной дешевизне эксплуатации, то более скромные по вместимости «четырехместники» используются в основном для обучения или в качестве туристических самолетов.

"Кукурузник" Ан-2
"Кукурузник" Ан-2

Тем не менее, по словам Пархомчика, на еще не созданный самолет уже есть предварительные заказы от российских и белорусских авиакомпаний, а также от частных лиц, и он будет иметь высокую конкурентоспособность на мировом рынке легкой авиации по причине низкой стоимости, высокой надежности и простоты эксплуатации.

Оценочная стоимость одного самолета составит 150-200 тысяч долларов. Это приблизительно на 25-30 % ниже, чем зарубежные конкуренты со сравнимыми характеристиками. Проблема же заключается в том, что для действительно масштабного производства предприятию будет просто необходимо выходить на мировой рынок. И вопрос о том, сможет ли новый самолет, даже удержавшись в заявленном ценовом диапазоне, занять сколько-нибудь значительную долю рынка в условиях наложенных на Россию и Беларусь санкциях, остается открытым.