Многое мы уже видели в Евангелии от Иоанна. Находили мы аргументы и "против" Божественности Господа нашего, отмечали и аргументы "за".
Но что если бы сам автор этого Евангелия, святой апостол Иоанн Богослов, высказался бы по этому поводу?
Помогло ли бы это нам в понимании всех этих "за и против", да и в главном вопросе христианства, в том, кто Он, Спаситель наш, Иисус Христос?
Никто не изъяснит нам смысл Евангелия от Иоанна так хорошо, как сам Иоанн. В особенности это касается понимания личности нашего Спасителя. Здесь мы сделаем попытку посмотреть на евангельские события глазами Иоанна, насколько это возможно.
Так кто же Он, Спаситель наш?
- Просто человек?
- Пророк Божий?
- Посланник Небес?
А может Его положение и достоинство ещё выше, чем мы думаем?
Есть у евангелиста Иоанна такие места в тексте, где он высказывает своё собственное мнение и понимание благой вести и личности Спасителя. Таких мест несколько, но мы направим свой взор только на один такой фрагмент. Вот он:
"Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него да сбудется слово Исаии пророка: «Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?» Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия «народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем" (Иоанна 12:37-41).
Здесь мы видим умозаключения, которые делает евангелист Иоанн, резюмируя итоги публичного служения Иисуса Христа, когда Спаситель ещё мог свободно обращаться к народу. До Его заключения под стражу остаются считанные часы.
Иоанн как бы подводит итог взаимоотношений Мессии (Машиаха) с тем народом, к которому Он пришёл, который и отверг Господа в значительном своём большинстве.
"Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Иоанна 1:11).
Но во что же они не уверовали? Или, лучше сказать, в Кого?
- Во свет?
Да, не уверовали.
- В то, что Он есть их Мессия (Машиах)?
И это отвергли.
- Не приняли Его как Сына Божьего?
- Не приняли и то, что Он есть одно со Своим Отцом.
И вот здесь мы можем увидеть понимание Иоанна Богослова, за кого он почитает Иисуса Христа, Сына Божьего.
"...Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем... " (Иоанна 12:41).
Здесь речь идёт об Иисусе, в Него не веровали иудеи, Его отвергли, Его в последствии и казнили. А потому Иоанн имеет ввиду Сына Божьего, когда цитирует пророка Исаию.
Что же здесь цитируется?
Это сюжет шестой главы Книги пророка Исаии.
"В год смерти царя Озии видел я Господа (Адонай - אֲדֹנָי), сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь (Яхве, יהוה) Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа (Яхве, יהוה) Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа (Адонай - אֲדֹנ), говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Исаия 6:1-10).
А кого видел Исаия, чью славу созерцал, о ком говорил?
Это истинный Бог Израиля, Творец всего, Господь (יהוה) Саваоф, Тот, кто "... свят, свят, свят... ", Тот, пред кем преклоняются Серафимы, Великий Яхве (יהוה). Всё это мы видим просто читая текст пророка Исаии.
Иоанн писал Евангелие будучи старцем, он сохранил свою веру, пронёс упование на Господа через десятилетия гонений, преследований, борьбы. Иоанн имел более полувека времени на осознание откровения Христа Иисуса, чтобы изъясняться достаточно точно. Он прекрасно отдавал себе отчёт в том, что он пишет, для кого и зачем.
Итак, за кого же он, старец Иоанн, почитает своего Учителя?
За Яхве (יהוה)!
Другое трудно предположить, обращая внимания на то, что Иоанн написал.
Стал бы он своих читателей вводить в заблуждение?
Да, в тексте шестой главы Книги пророка Исаии мы видим и "Адонай" (אֲדֹנָי), что значит "Господь, господин", и "Яхве" (יהוה).
Но разделить здесь эти два наименования, сказать, что речь в данном отрывке о двух, а не об одном, показало бы чрезмерную вольность в толковании.
Таким методом "натолковать" можно всё, что угодно.
Мы же не станем своевольничать, а приложим усилия ума и сердца для того, чтобы воспринять ту истину, которую сообщает нам апостол Иоанн.
Будем думать... Но возражения принимаются...
А продолжение следует...
P.S. Пытаться утверждать, что Иоанн созерцал славу одного из Серафимов и говорил о нём, столь же нелепо, как и представить объектом внимания пророка не Господа (יהוה), а один из углей жертвенника... Или клещи...
Читайте также подборки статей О преодолении искушений и Страстная седмица и воскресение Христово.
А правда ли, что Христос воскрес? Почему важно знать точный ответ.