Продолжаем разговор о советской живописи.
Одна из самых трогательных тем, замечательно разработанная художниками соцреализма, – тема детства.
Конец 40-х и 50-е – апофеоз «детской темы» в русской живописи. Никогда за всё время существования русской живописи не писали так много детей. Количество живописных шедевров, пришедшихся на эти годы, – запредельно.
Закончилась Великая Отечественная, и дело живописи было показать (и доказать) примерно следующее:
– дети – самое дорогое, что у нас есть;
– детство в СССР – счастье, и у наших детей всё должно быть для счастья, в первую очередь мирное небо;
– дети при этом у нас должны быть и ответственны, и самостоятельны (очень часто работы тех лет изображают детей без родителей – родители работают);
– книга – обязательный атрибут детства.
Кроме этого, детей должно быть много. Потому что ничего прекраснее детей не бывает. Дети – сами по себе идеология. Советские дети советской страны. Рожденные побеждать и радоваться.
Это было безусловным социальным заказом государства. Государство велело это сделать. И художники не «самовыражались», а взяли и сделали.
И теперь скажите мне: ну и чего тут плохого? Чего плохого в том, что государство «лезет своими лапами» в душу художника, который, может, и не хотел никаких детей рисовать?
Впрочем, судя по искренней и светлой силе этих работ, – хотел. И государство хотело, и художник хотел. И они совпали. Страна Советов – и выученные ею советские художники, целая плеяда мастеров.
И случилось чудо.
И знаете, что самое потрясающее в этих работах?
Это ведь – дети войны или первое послевоенное поколение.
И страна говорит: мы всё сделаем для вашего счастья, милые наши ненаглядные.
В наши дни, когда нас призывают отречься от всего советского, исторгнуть это из себя, выплюнуть, – думается, предлагающих подобное надо насильно к этим работам подводить и говорить: смотри.
Смотри сюда.
И только попробуй сказать, что это «не советское».
Это русское советское. Это соцреализм.
Это художники, выросшие при Ленине (некоторые успели принять участие в Гражданской), часть – из крестьянских семей, и это заметно; выучившиеся, обретшие имя и стать – при Сталине (несколько – участники Отечественной). Преисполненные идеологией эпохи. Не заметить этого невозможно.
Выплюнуть?