377,5K подписчиков

СОВЕТСКИЕ ДЕТИ: КАК ГОСУДАРСТВО ПРИНУЖДАЛО ТВОРЦОВ ТВОРИТЬ ПО ЗАКАЗУ

6,9K прочитали

Продолжаем разговор о советской живописи.

Одна из самых трогательных тем, замечательно разработанная художниками соцреализма, – тема детства.

Конец 40-х и 50-е – апофеоз «детской темы» в русской живописи. Никогда за всё время существования русской живописи не писали так много детей. Количество живописных шедевров, пришедшихся на эти годы, – запредельно.

Закончилась Великая Отечественная, и дело живописи было показать (и доказать) примерно следующее:

– дети – самое дорогое, что у нас есть;
– детство в СССР – счастье, и у наших детей всё должно быть для счастья, в первую очередь мирное небо;
– дети при этом у нас должны быть и ответственны, и самостоятельны (очень часто работы тех лет изображают детей без родителей – родители работают);
– книга – обязательный атрибут детства.

Кроме этого, детей должно быть много. Потому что ничего прекраснее детей не бывает. Дети – сами по себе идеология. Советские дети советской страны. Рожденные побеждать и радоваться.

Это было безусловным социальным заказом государства. Государство велело это сделать. И художники не «самовыражались», а взяли и сделали.

И теперь скажите мне: ну и чего тут плохого? Чего плохого в том, что государство «лезет своими лапами» в душу художника, который, может, и не хотел никаких детей рисовать?

Впрочем, судя по искренней и светлой силе этих работ, – хотел. И государство хотело, и художник хотел. И они совпали. Страна Советов – и выученные ею советские художники, целая плеяда мастеров.

И случилось чудо.

Федор Решетников. «Прибыл на каникулы». 1948
Федор Решетников. «Прибыл на каникулы». 1948

Владимир Васильев. «Первоклассница». 1949
Владимир Васильев. «Первоклассница». 1949
Сергей Григорьев. «Вратарь». 1949
Сергей Григорьев. «Вратарь». 1949
Тимофей Козлов. «Юные художники». 1953
Тимофей Козлов. «Юные художники». 1953
 Ирина Шевандронова. «В сельской библиотеке». 1954
Ирина Шевандронова. «В сельской библиотеке». 1954
 
Пётр Ионов. «На лужке». 1954
Пётр Ионов. «На лужке». 1954

Татьяна Яблонская. «Дома за книгой». 1954
Татьяна Яблонская. «Дома за книгой». 1954
Алексей Бортников. «Весна пришла». 1955
Алексей Бортников. «Весна пришла». 1955
 Эрна Гапоненко. «Дети на реке». 1956
Эрна Гапоненко. «Дети на реке». 1956
Николай Ульянов. «Снегири». 1964
Николай Ульянов. «Снегири». 1964

И знаете, что самое потрясающее в этих работах?
Это ведь – дети войны или первое послевоенное поколение.
И страна говорит: мы всё сделаем для вашего счастья, милые наши ненаглядные.

В наши дни, когда нас призывают отречься от всего советского, исторгнуть это из себя, выплюнуть, – думается, предлагающих подобное надо насильно к этим работам подводить и говорить: смотри.

Смотри сюда.

И только попробуй сказать, что это «не советское».

Это русское советское. Это соцреализм.

Это художники, выросшие при Ленине (некоторые успели принять участие в Гражданской), часть – из крестьянских семей, и это заметно; выучившиеся, обретшие имя и стать – при Сталине (несколько – участники Отечественной). Преисполненные идеологией эпохи. Не заметить этого невозможно.

Выплюнуть?