Найти в Дзене
Берлянская Лю

Хотите чувствовать ароматы как настоящий парфюмер? Расширяйте ваш ольфакторный словарь используя два механизма восприятия запахов

Оглавление

Прежде всего хочу сказать, что в мире нет двух одинаковых носов, которые бы чувствовали один и тот же запах идентично. Это связано с тем, что у нас есть 400 типов обонятельных рецепторов, но у каждого человека активированы только 300-350. Идентичных пересечений практически не встречается. То есть все люди обладают разной чувствительностью к различным типам одорантов.

Получается, что у каждого из нас обонятельная система персонализирована, настроена индивидуально. Причем работает это не только на уровне "нравится - не нравится", но и "пахнет - не пахнет". Например около 30% населения Земли не чувствуют большую часть синтетических мускусов, они у них попадают в т.н. слепое пятно.

Не чувствовать какие-то душистые вещества - совершенно нормально, это не дефект, а всего лишь особенность индивидуального ольфакторного восприятия.

И среди парфюмеров достаточно людей, у которых некоторые душистые вещества попадают в слепые зоны.

Прежде чем переходить непосредственно к механизмам, несколько историй из жизни...

На выставке Beautyworld в Дубае
На выставке Beautyworld в Дубае

Однажды в Firmenich некий химик-парфюмер работал над созданием новой сандаловой молекулы. И как-то ничего у него не получалось. В один из дней, результаты пронюхивания своей работы были выброшены в мусорное ведро, как не перспективные. Но в этот момент в лабораторию вошел его коллега, который восхищенно воскликнул, что мол, как у тебя здесь замечательно пахнет сандалом. Что ЭТО?

В итоге из мусорного ведра было извлечено выброшенное, а на свет появился новый сандаловый каптив*. История на 100% реальная, хотя, конечно, слегка приукрашенная.

*каптив - новое душистое вещество с уникальным ольфакторным профилем, на которое действует патент. Принадлежит какой-то одной компании производителю и в свободной продаже не встречается.

Гедион. Синтетическое вещество с ароматом чая и жасмина. Было создано в компании Firmenich в 1957м году и долго время было их каптивом. Сейчас доступно всем. А у Firmenich появились новые, улучшенные каптивы с тем же самым ольфакторным профилем. Источник: firmenich.com
Гедион. Синтетическое вещество с ароматом чая и жасмина. Было создано в компании Firmenich в 1957м году и долго время было их каптивом. Сейчас доступно всем. А у Firmenich появились новые, улучшенные каптивы с тем же самым ольфакторным профилем. Источник: firmenich.com

В связи с этим, вся парфюмерия - это такая волшебная, пограничная штука, которая даже при 100% точной, выверенной математической формуле композиции, отдельным индивидуумам может показаться плоской гадостью. И доказать что-то человеку в этом случае невозможно. Потому что его нос - действительно не чувствует того, что есть для других.

Как отмечала выше, огромное количество людей не чувствуют мускусы. Чуть меньшее число не понимает акватики. У кого-то из обонятельного поля исчезают амброксан с изо-е-супер. Примеров масса.

Ещё один живой пример - Alien Mugler, который одна моя приятельница считает жуткой бытовой отдушкой. И вероятнее всего причина такого восприятия именно ольфакторный провал на какой-то из структуроопределяющих ингредиентов аромата. Отследить это физически довольно проблематично.

У меня самой была аносмия на гелиопропаналь (молекула, которая имеет свежий, озоново-фруктовый аромат с аспектом дыни, персика и альдегидно-холодного акватического цикламена).

-3

Очень обидно, когда тебе дают блоттер с душистым сырьем, и ты такой аааа!!!!, что-где!, потому что не чувствуешь вообще ничего.

Но со временем, если часто пытаться понять ускользающий арома материал, чувствительность может появиться. Мозг вдруг включается и наконец определяет незнакомое вещество, как душистое. Потому что в итоге гелиопропаналь я победила.

Также есть обратная история про гиперчувствительность, когда некий нелюбимый ингредиент даже в микро-количестве выходит на первый план. У меня такое происходит с мальтолами (сахарная вата), абсолютом флердоранжа и эвернилом (синтетический мох). Когда другие люди спокойно могут обонять композицию, мои рецепторы буквально горят от зашкаливающей интенсивности, и мозгу надо специально рассказывать, что опасности нет, спокойно, всё не так страшно... то есть гиперчувствительность тоже поддается осознанному контролю, хотя увы, не всегда. В общем в такие моменты искренне сочувствую собакам, хотя про собачий нюх стоит рассказывать отдельно.

Механизмы восприятия запахов

Схема работы обоняния
Схема работы обоняния

Первый механизм – так называемое «открытие файлов» в базе данных вашего мозга. У каждого из нас есть богатейший ольфакторный опыт. Запахи мы чувствуем с самого рождения. Но так как это чувство не развиваем и не тренируем, то большая часть ароматной базы данных находится в пассиве.

Обращение к файлам накопленного ольфакторного опыта — основной механизм, которым пользуются парфюмеры и люди, из парфюмерной индустрии. Любой, даже самый простой запах, например лимон – состоит не только из лимона, а вмещает себя еще аромат лимонной цедры, кислоты и просто цитруса. Если вы когда-то в жизни уже сталкивались с одним из этих ароматов, то сигнал попадающий в мозг, заставляет его работать и открывает нужную ячейку в вашей памяти.

Например, вы нюхаете что-то смутно знакомое, и тут ваш коллега говорит – персик. И ваш мозг реагирует мгновенно, в голове возникает изображение персика, которое соотносится с запахом. "Файл" открывается и вы отлично представляете себе этот самый персик.

Если же вы нюхаете что-то, с чем раньше никогда не сталкивались. Какой-то новый экзотический фрукт или неизвестное душистое сырье. У мозга есть два варианта. Один из них - защитная реакция. Особенно часто такое случается с новыми синтетическими веществами. Мозг пугается неизвестного и отключает вам возможность что-то чувствовать, даже если рецепторы на это вещество настроены нормально. Решается проблема путем тренировок.

Второй путь, когда вы пытаетесь незнакомый запах разложить на несколько знакомых. Присваиваете ему конкретные характеристики. Например: цветочный, фруктовый, пряный, с оттенками корицы, меда и сухого дерева.

Рабочий стол во время смеллинга
Рабочий стол во время смеллинга

Второй механизм – условно "любительский". Запах описывается эмоциональными и вкусовыми прилагательными – сладкий, теплый, горький, кислый, вкусный, эротичный, женственный, мужской, изысканный. Запах описывают через образы, через синестезию, сравнения с геометрическими фигурами, цветом, светом, ощущениями, вкусами, музыкой и всем-всем-всем, что непосредственно к обонянию отношения не имеет. Например аромат вам кажется пушистым, мелодичным, опалесцирующим и медленно плывущим. Представили?

Как правило, в профессиональной среде эти два механизма совмещены. Удобно и необходимо пользоваться и тем, и другим.

Чем больше слов и образов мы используем при описании запахов, тем точнее будет финальная картинка для того, кому мы об этом запахе пытаемся рассказать.

В начале говорим о том, чем пахнет (зеленый, цитрусовый, цветочный), а потом к этому добавляем образную составляющую (колючий, сияющий, стерильный) и получаем многомерную, понятную многим картину аромата.

Резюме по ольфакторному словарю

  • Наработка ольфакторного словаря необходима для обмена мнениями.
  • Мнения удобно приводить к общей системе координат
  • Запахи живут только тогда, когда мы о них говорим, рассказываем, делимся эмоциями и впечатлениями
  • У каждого человека с рождения копится база ольфакторных впечатлений. Задача: вывести её из пассива в актив. Рассматривайте это как изучение нового языка.