В декабре 2023 года мы отдыхали в Малайзии.
В качестве авиаперевозчика выбрали Turkish Airlines, летели рейсом Москва – Куала-Лумпур с пересадкой в Стамбуле.
С отзывом о перелете Москва – Стамбул (в том числе с ценами, опытом задержки рейса и пр.) можно ознакомиться по ссылке:
В отличие от первой части, в настоящей статье будет описано несколько негативных моментов, которые позволят определить, что для «Турецких авиалиний» является случайностью/человеческим фактором, а что – закономерностью, и сложить общее впечатление о компании.
Перелет Стамбул – Куала-Лумпур
Предыдущий (стыковочный) рейс Москва – Стамбул в связи с задержкой заставил нас немного понервничать и попотеть, но в целом все неприятности позади, можно наконец успокоиться и настроиться на новый 10-часовой полет.
А как хорошо все начиналось
Вбежали на борт в числе последних. Добравшись до нужного ряда, были приятно удивлены, обнаружив на полке для ручной клади деликатно оставленное пространство, где свободно разместились два наших рюкзака.
Частенько сталкиваюсь с ситуацией, когда пассажиры, пользуясь лояльностью авиакомпаний, превышают допустимый лимит провоза ручной клади и стараются поскорее занять своими многочисленными сумками не только положенные им, но и чужие места в отсеке для ручной клади, и при этом в своих действиях совершенно невозмутимы – как будто так и должно быть.
Потому-то в данном случае я была поражена такой порядочностью.
Итак, исходные данные: 2 места в хвостовой части самолета Boeing 777, доброжелательная немногословная соседка у окна, удобные сиденья, мультимедийная система с пультом управления, наушники, плед, подушечка под голову.
Первое, чем был одарен каждый пассажир – комплект для комфортного сна, включающий: тапочки, маску для глаз, носочки, беруши, зубную щетку и пасту, бальзам для губ.
Все это было аккуратно сложено в небольшую тканевую косметичку –маленький, но приятный бонус.
Ужин
Сперва принесли меню для предварительного ознакомления и окончательного заказа (его-то мне и не хватало в первой части).
Закуски: сезонный салат (огурцы/помидоры), пюре из чечевицы.
Горячее: на выбор снова мясо или вегетарианская паста. Только теперь вместо котлеты митболы (по-русски – тефтели :) под сыром, рис и рагу из нута.
Десерт: пропитанный сиропом бисквит, булочка с маслом.
Напитки: вода, красное/белое вино, пиво, соки в ассортименте.
Пассажир для стюардессы – пустое место?
Вскоре после ужина стали предлагать напитки: чай, кофе, воду.
Я сидела у прохода. Обслужив мужа и девушку у окна, стюардесса толкнула тележку вперед и переключилась на следующий ряд.
А как же я, малыш?! Ведь я же лучше собаки тоже хочу чая! Девушка без удивления, с долей недовольства выполнила мою просьбу.
Через пару часов после еды и чая стали разносить воду в бутылочках. Раздавали её в рандомном порядке и по какому принципу – не знаю, наверное, кому повезло, тому и досталось (этого я вообще не поняла).
Конечно, человеческий фактор никто не отменял, я и горячий напиток попросила, и за водой сходила сама – тут ничего страшного нет. К тому же песни и пляски под гармошку улыбки с извинениями пассажирам эконом-класса по определению не положены: для этого существует бизнес-класс.
Но ведь не каждый захочет подойти и что-то попросить, а кнопка вызова сотрудника у «Туркишей» тоже не работает. Нет, лампочка-то включается – но какой в этом толк, если всем до лампочки стюардессы будто бы принципиально её игнорируют?
Я вряд ли стала бы заострять внимание она таких «мелочах», если бы не одно «но». Когда мы возвращались обратно (из Куала-Лумпура в Москву) я поняла, что вышеописанное поведение работников авиакомпании – не случайность, а норма. Забивать, проходить мимо пассажира, спросить «что вы будете из напитков», уйти и не вернуться или не принести еду целому ряду – это для персонала «Туркишей» обычная практика.
Так что если вам что-то не досталось, не спешите думать, что «стюардесса именно вас невзлюбила» (ей абсолютно все равно), не стесняйтесь и смело требуйте положенное.
Забыть и погрузиться в сон
Практически весь полет проспала. Повторюсь, что кресла были максимально удобными, насколько это вообще возможно для мест эконом-класса. Расстояние между рядами, регулируемые подголовники и оптимальный угол наклона спинки обеспечивали комфортный и спокойный отдых.
Вдобавок ко всему, на протяжении всего пути поддерживались благоприятные условия для сна: поскольку мы летели в другой часовой пояс, стюардессы следили за тем, чтобы никто не открывал шторки иллюминаторов, таким образом в салоне самолета создавалось собственное временное измерение, и это позволило хорошенько отдохнуть.
А теперь самое весёлое.
Тухлый завтрак
Примерно за полтора часа до посадки принесли завтрак.
Выбора «каша или яйца» не стояло, о чем заранее предупреждало меню.
Впервые с таким сталкиваюсь, но завтрак был несвежим: омлет наполовину разложившийся непонятной консистенции и отвратительный на вкус, грибы, ветчина, брынза и оливки горькие, а йогурт кислый. Съедобными оказались лишь булочка и масло с джемом.
Посмотрев на мужа и воротящих носы соседей, я поняла, что «повезло» не только мне – похоже, протухла целая партия. Проскользнула мысль о том, что, возможно, у турецкого омлета такой специфический вкус, тем не менее от продолжения его поедания воздержалась.
Опять-таки для сравнения: на обратном пути угощали тем же самым омлетом с ветчиной и грибами – не скажу, что вкусным, но однозначно свежим.
Как человек, настроение которого прямо пропорционально зависит от степени наполненности желудка, могу посоветовать брать с собой из дома что-нибудь съестное «про запас», например, орешки или печенье.
Впечатления и выводы
Несмотря на множество очевидных плюсов авиакомпании Turkish Airlines, вывод после всего вышесказанного можно сделать следующий: я, конечно, все готова понять и простить, но когда платишь немалые деньги за билет, так или иначе, хотелось бы получать соответствующий сервис.
Завтрак и отношение стюардесс оставили маленький, но неприятный осадок.
К тому же, по моим наблюдениям, на рейсах Москва – Стамбул – Москва персонал куда более замотивированный внимательный и отзывчивый, чем на длинных перелетах, таких как Стамбул – Куала-Лумпур – Стамбул, где качество обслуживания существенно ниже.
Потеряли багаж
Самым волнительным для меня представлялось прохождение паспортного контроля на границе, но по иронии судьбы самое страшное поджидало нас впереди.
Частично проигнорированные и наполовину голодные, мы благополучно приземлились, успешно прошли пограничный контроль и направились в зону выдачи багажа.
Не буду ходить вокруг да около: наших чемоданов на ленте не оказалось. Всё-таки опасения были небеспочвенными: задержка рейса и 35 минут на стыковку сделали свое дело.
Что делать, к кому обращаться, где получить свой багаж? А, может быть, шансов нет и стоит сразу с ним морально попрощаться?
На эти и другие вопросы отвечу в одной из новых серий.
Если кто-то переживает, успокою: чемоданы в конце концов нашлись. Но где, когда и как мы их получили – пускай останется интригой (до следующей статьи :)
Забегая вперед, всё наше малайзийское путешествие будет полностью состоять из непредвиденных ситуаций. И я хочу сказать всем, кто их опасается: выход есть всегда, главное – ничего не бояться, пробовать, в конечном итоге все получится! Так происходит рост и развитие. Ведь только на собственном опыте мы сможем ощутить вкус настоящих приключений. А в этом и есть наша Цель и наш Путь!
Благодарю за внимание!
______________________________
Материалы по Малайзии складываю в подборку.
О полётах можно почитать здесь.
Подписывайтесь на МОЙ КАНАЛ, здесь будет много всего интересного!
Я в telegram: https://t.me/ryukza4ok