Найти тему
Hélène Fourment

Желтеют все!

И снова про реставрацию картин и про самый интересный, увлекательный, при этом важный и ответственный процесс - раскрытие живописи, или расчистку.

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

"Что Вы, что Вы!.."
"Что Вы, что Вы!.."
А Марфа Васильевна ест ложечкой красную икру и думает: эх, лишнего ты выпил, Великий Государь, картины какие-то придумал! Какие такие картины? Ладно бы, парсуны, да и те только спустя век появятся...

Друзья, а представьте себе палаты Ивана Васильевича, их интерьер, обстановку, мебель, декор стен... Что нам покажется непривычным и необычным в царском интерьере 16-го века?

Музей-заповедник "Александровская слобода". Экспозиция "Сенник постельный". Общий вид.
Музей-заповедник "Александровская слобода". Экспозиция "Сенник постельный". Общий вид.

Полное отсутствие картин на стенах! Первые художники-портретисты появились в России во время правления Петра Великого и были они иностранцами, приглашенными из Европы. А это, ни много ни мало, на полтора столетия позже. В 17-м веке на Руси появились первые портреты - парсуны, это искажённое слово "персона". На них изображались цари, бояре, самые знатные люди. Из женских образов появлялись редкие парсуны цариц. Такие, как портрет Неизвестного художника на фото ниже:

Марфа Матвеевна Апраксина (1664—1713)

С 14 февраля по 17 апреля 1682 — царица, супруга царя Федора Алексеевича. Федор Алексеевич скончался 27 апреля того же года. Холст, масло. 89 х 70 см. Из собрания Русского музея.
С 14 февраля по 17 апреля 1682 — царица, супруга царя Федора Алексеевича. Федор Алексеевич скончался 27 апреля того же года. Холст, масло. 89 х 70 см. Из собрания Русского музея.

Марфа Матвеевна была царицей всего два месяца и именно в этот период и написан портрет. Она в царских одеждах и даже с веером - заграничной диковиной. После смерти царя-супруга она вдовствовала до конца своих дней и таких богато украшенных, нарядных одежд уже не носила. Ниже фрагмент портрета, лицо с увеличением:

Выглядит портрет вблизи не очень. На поверхности красочного слоя заметны потемневшие старые реставрационные тонировки.
Выглядит портрет вблизи не очень. На поверхности красочного слоя заметны потемневшие старые реставрационные тонировки.

Тонировки потемнели, в глубине фактуры старый лак и грязь, на её верхушках потёртости. Показания к реставрации налицо. Обычно картину в таком состоянии из экспозиции изымают и она дожидается своего часа в запасниках.

Царь Федор Алексеевич, предстоящий образу Спаса нерукотворного, фрагмент:

Мастера Оружейной палаты Московского Кремля, Иван Безмин с учениками, 1686 г. 244 х 119 см. Москва, Оружейная палата, ГИМ.
Мастера Оружейной палаты Московского Кремля, Иван Безмин с учениками, 1686 г. 244 х 119 см. Москва, Оружейная палата, ГИМ.

Дерево, левкас, масло. Надгробный портрет был написан для Архангельского собора Московского кремля. Находится под толстым слоем пожелтевшего и потемневшего лака, поэтому светлого голубого неба, на фоне которого написана фигура царя, мы с вами не видим. Хранится в ГИМ и, очевидно, требует реставрации.

Царь Федор Алексеевич, предстоящий образу Спаса нерукотворного, ещё один фрагмент. В правом нижнем углу лак чуть тоньше
Царь Федор Алексеевич, предстоящий образу Спаса нерукотворного, ещё один фрагмент. В правом нижнем углу лак чуть тоньше

В правом нижнем углу хотя бы угадывается светлое голубое небо...

Ну а царю Ивану Васильевичу переживать не из-за чего, "коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо"- написал когда-то Сергей Есенин в одном из своих лирических стихотворений. Картины во время жизни и правления царя Ивана Васильевича на Руси ещё не писали.

Стало быть, посмотрим живопись европейскую, жёлтую и не очень. Покажу вам коллажи, до и после реставрации, для визуального сравнения.

Антонио Дель Поллайоло, Женский портрет, XV век.

Портрет молодой женщины», около 1470. Музей Польди Пеццоли, Милан
Портрет молодой женщины», около 1470. Музей Польди Пеццоли, Милан

Красочный слой картин на протяжении десятилетий, а часто и веков, частично темнеет. Но это потемнение - ничто, по сравнению с тем, как темнеет и желтеет защитный покрывной лак.

Лавиния Фонтана (1552-1614)

Портрет дамы с собачкой, 1590 год

Лавиния Фонтана - дочь художника болонской школы Просперо Фонтана. С 1603 г. по приглашению папы Климента VII работала в Риме. Художница была избрана в римскую Академию.
Лавиния Фонтана - дочь художника болонской школы Просперо Фонтана. С 1603 г. по приглашению папы Климента VII работала в Риме. Художница была избрана в римскую Академию.

Картина прошла через руки нашего старого знакомого, арт-дилера Филиппа Моулда, была отреставрирована в его салоне и продана, сейчас находится в частной коллекции. Надеюсь, что никому она не "нравится больше такая вся жёлтенькая", с воротником-жабо цвета котлетного жира; спасибо моим читателям за такие меткие сравнения.

Неизвестный художник, 1620-е годы,

Женский портрет.

На фото ниже два фрагмента, лицо и деталь платья в процессе удаления старого пожелтевшего лака.

-9

Эта молодая женщина из обеспеченной семьи точно может похвастаться значительным богатством и высоким статусом, её роскошное платье просто "кричит" об этом. В 1620-е годы в Британии произошли значительные изменения как в мужской, так и в женской моде, во многом из-за растущего культурного влияния Франции. Ко второй половине века, благодаря влиянию Людовика XIV, Франция стала первопроходцем европейской моды.

-10

Героиня портрета одета в черное платье с замысловатой вышивкой цветочными мотивами по белому фону. Использование черного цвета свидетельствует о богатстве дамы, поскольку в тот период это был чрезвычайно дорогой краситель, а его изобилие в одежде усиливает это визуальное послание. Лиф платья расшит цветочными мотивами: изображениями гвоздик, анютиных глазок, васильков... Между ними разбросаны мерцающие пайетки. Помните воротники-рафы, этакие "мельничные жернова", любимые и носимые в эпоху английской королевы Елизаветы? Им на замену пришли вот такие, мягкие и "расслабляющие" воротники, и это тоже было еще одним влиянием Франции. Мода постепенно двигалась в сторону комфорта, а не жесткости и непрактичности.

-11

Коллаж до/после расчистки показывает разницу, изменение колорита картины, открытие авторского цветового решения. А ещё что-то изменилось, кроме цвета? Подсказка: с картины был удален не только жёлтый лак, но и записи.

Philip Alexius de Laszlo (по-венгерски Фюлоп Элек Ласло)

Женский портрет, конец 19-го века.

-12

Этот портрет не очень старый, он не успел накопить много слоёв лака, поэтому особо интенсивной желтизны на нём не было. Зато успела накопиться и лечь толстым слоем грязь. Посмотрите на цвет ватного тампона, я обвела его овалом. И на то, как меняется после расчистки цвет и тон картины (в овале внизу). Ватный тампон не жёлтый, а серый. Это цвет стойких поверхностных загрязнений. В процессе расчистки и раскрытия картины, они тоже удаляются: или вместе с лаком, или отдельно. Делается это разными составами. Вот такой картина стала после расчистки:

-13

И коллаж по просьбам читателей, до/после реставрации рядом, для удобства сравнения.

-14

Давайте на этой прекрасной даме сегодня остановимся, а тему эту я обязательно ещё буду затрагивать, чередуя с другими.

Всем добра!

Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии и реставрации, и до новых встреч!

Статьи на канале выходят два раза в неделю, общение в комментариях и ответы на вопросы читателей по существу - ежедневно.