И снова про реставрацию картин и про самый интересный, увлекательный, при этом важный и ответственный процесс - раскрытие живописи, или расчистку.
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
А Марфа Васильевна ест ложечкой красную икру и думает: эх, лишнего ты выпил, Великий Государь, картины какие-то придумал! Какие такие картины? Ладно бы, парсуны, да и те только спустя век появятся...
Друзья, а представьте себе палаты Ивана Васильевича, их интерьер, обстановку, мебель, декор стен... Что нам покажется непривычным и необычным в царском интерьере 16-го века?
Полное отсутствие картин на стенах! Первые художники-портретисты появились в России во время правления Петра Великого и были они иностранцами, приглашенными из Европы. А это, ни много ни мало, на полтора столетия позже. В 17-м веке на Руси появились первые портреты - парсуны, это искажённое слово "персона". На них изображались цари, бояре, самые знатные люди. Из женских образов появлялись редкие парсуны цариц. Такие, как портрет Неизвестного художника на фото ниже:
Марфа Матвеевна Апраксина (1664—1713)
Марфа Матвеевна была царицей всего два месяца и именно в этот период и написан портрет. Она в царских одеждах и даже с веером - заграничной диковиной. После смерти царя-супруга она вдовствовала до конца своих дней и таких богато украшенных, нарядных одежд уже не носила. Ниже фрагмент портрета, лицо с увеличением:
Тонировки потемнели, в глубине фактуры старый лак и грязь, на её верхушках потёртости. Показания к реставрации налицо. Обычно картину в таком состоянии из экспозиции изымают и она дожидается своего часа в запасниках.
Царь Федор Алексеевич, предстоящий образу Спаса нерукотворного, фрагмент:
Дерево, левкас, масло. Надгробный портрет был написан для Архангельского собора Московского кремля. Находится под толстым слоем пожелтевшего и потемневшего лака, поэтому светлого голубого неба, на фоне которого написана фигура царя, мы с вами не видим. Хранится в ГИМ и, очевидно, требует реставрации.
В правом нижнем углу хотя бы угадывается светлое голубое небо...
Ну а царю Ивану Васильевичу переживать не из-за чего, "коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо"- написал когда-то Сергей Есенин в одном из своих лирических стихотворений. Картины во время жизни и правления царя Ивана Васильевича на Руси ещё не писали.
Стало быть, посмотрим живопись европейскую, жёлтую и не очень. Покажу вам коллажи, до и после реставрации, для визуального сравнения.
Антонио Дель Поллайоло, Женский портрет, XV век.
Красочный слой картин на протяжении десятилетий, а часто и веков, частично темнеет. Но это потемнение - ничто, по сравнению с тем, как темнеет и желтеет защитный покрывной лак.
Лавиния Фонтана (1552-1614)
Портрет дамы с собачкой, 1590 год
Картина прошла через руки нашего старого знакомого, арт-дилера Филиппа Моулда, была отреставрирована в его салоне и продана, сейчас находится в частной коллекции. Надеюсь, что никому она не "нравится больше такая вся жёлтенькая", с воротником-жабо цвета котлетного жира; спасибо моим читателям за такие меткие сравнения.
Неизвестный художник, 1620-е годы,
Женский портрет.
На фото ниже два фрагмента, лицо и деталь платья в процессе удаления старого пожелтевшего лака.
Эта молодая женщина из обеспеченной семьи точно может похвастаться значительным богатством и высоким статусом, её роскошное платье просто "кричит" об этом. В 1620-е годы в Британии произошли значительные изменения как в мужской, так и в женской моде, во многом из-за растущего культурного влияния Франции. Ко второй половине века, благодаря влиянию Людовика XIV, Франция стала первопроходцем европейской моды.
Героиня портрета одета в черное платье с замысловатой вышивкой цветочными мотивами по белому фону. Использование черного цвета свидетельствует о богатстве дамы, поскольку в тот период это был чрезвычайно дорогой краситель, а его изобилие в одежде усиливает это визуальное послание. Лиф платья расшит цветочными мотивами: изображениями гвоздик, анютиных глазок, васильков... Между ними разбросаны мерцающие пайетки. Помните воротники-рафы, этакие "мельничные жернова", любимые и носимые в эпоху английской королевы Елизаветы? Им на замену пришли вот такие, мягкие и "расслабляющие" воротники, и это тоже было еще одним влиянием Франции. Мода постепенно двигалась в сторону комфорта, а не жесткости и непрактичности.
Коллаж до/после расчистки показывает разницу, изменение колорита картины, открытие авторского цветового решения. А ещё что-то изменилось, кроме цвета? Подсказка: с картины был удален не только жёлтый лак, но и записи.
Philip Alexius de Laszlo (по-венгерски Фюлоп Элек Ласло)
Женский портрет, конец 19-го века.
Этот портрет не очень старый, он не успел накопить много слоёв лака, поэтому особо интенсивной желтизны на нём не было. Зато успела накопиться и лечь толстым слоем грязь. Посмотрите на цвет ватного тампона, я обвела его овалом. И на то, как меняется после расчистки цвет и тон картины (в овале внизу). Ватный тампон не жёлтый, а серый. Это цвет стойких поверхностных загрязнений. В процессе расчистки и раскрытия картины, они тоже удаляются: или вместе с лаком, или отдельно. Делается это разными составами. Вот такой картина стала после расчистки:
И коллаж по просьбам читателей, до/после реставрации рядом, для удобства сравнения.
Давайте на этой прекрасной даме сегодня остановимся, а тему эту я обязательно ещё буду затрагивать, чередуя с другими.
Всем добра!
Спасибо за прочтение статьи, интерес к моей профессии и реставрации, и до новых встреч!
Статьи на канале выходят два раза в неделю, общение в комментариях и ответы на вопросы читателей по существу - ежедневно.