Найти тему

«Это какой-то позор», или Почему не удаются экранизации Булгакова?

Герои фильма Локшина любуются на горящую Москву с многочисленными пятиконечными звёздами

Пишут, что очередная, вроде бы уже шестая с 1972-го, попытка экранизации «Мастера и Маргариты» обернулась очередным провалом. Предыдущую экранизацию снимал в 2005 году режиссёр Владимир Бортко, её полным провалом назвать, вероятно, нельзя, но и успехом — тоже не назовёшь. И дело даже не в никудышном кукольном Коте Бегемоте, а совсем в другом... Кстати, чтобы понять провал нынешней экранизации, надо понять вообще логику экранизаций Булгакова, начиная с 1970-х годов.
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973) — шедевр Леонида Гайдая, блестящий фильм, собравший рекордную аудиторию в 60 миллионов зрителей;
«Дни Турбиных» (1976) — фильм вполне качественный, который можно смотреть и пересматривать;
«Собачье сердце» (1988) — о качестве фильма можно судить хотя бы по тому, что он весь разошёлся на множество мемов, как и «Иван Васильевич»;
«Роковые яйца» (1995) — абсолютное барахло и халтура, несмотря на то, что в фильме снимался народный артист СССР Олег Янковский;
«Мастер и Маргарита» (2005) — фильм снят на нетвёрдую троечку, по принципу «второй сорт не брак»...
Какая здесь логика? Логика очень простая, даже элементарная.
Свернуть )

Конечно, Булгаков по взглядам был белогвардеец, правее сменовеховцев (с которыми он сотрудничал в 1920-е годы в газете «Накануне», но при этом плевался от них, считая слишком левыми). Верно сказал о нём Илья Ильф: «Что вы хотите от Миши? Он только-только, скрепя сердце, признал отмену крепостного права. А вам надо сделать из него строителя нового общества!». Но, тем не менее, как ни парадоксально, снимать его с антисоветских позиций строго противопоказано, получается гарантированный провал. Фильмы «Иван Васильевич», «Дни Турбиных», даже «Собачье сердце» снимались с вполне советских позиций, получились либо шедевры, либо достаточно пристойные произведения. Причём в случае с «Собачьим сердцем» режиссёр Владимир Бортко аккуратно исправил некоторые акценты изначальной повести Булгакова, сделал характеры персонажей глубже, объёмнее... Ведь в оригинальной повести практически нет положительных героев, если не считать пса Шарика. А в фильме, наоборот, нет однозначно отрицательных персонажей, зритель вполне может посочувствовать не только псу, но и профессору Преображенскому, и председателю домкома Швондеру, и даже таким второстепенным персонажам, как член домкома и явно бывшая аристократка Вяземская. И Шарикову тоже — например, в той сцене, когда он со свечой в руке грустно всматривается в своё отражение в зеркале. И хор под управлением Швондера, распевающий трогательные песни Юлия Кима, вызывает у зрителей отнюдь не ненависть... На этом фоне собранный режиссёром блестящий актёрский букет уже даже отходит на второй план, главное — правильно заданное отношение к произведению.
После чего «Роковые яйца» — полный провал! Вырвавшись на рыночную «свободу», «творцы» радостно решили высказать всю-всю-всю ПравдуЪ о ненавистном совке... и получилось нечто тошнотворное.
«Мастер и Маргарита» 2005 года — это полууспех, полупровал. Что определилось тем, что режиссёр Бортко (тот же самый, что в СССР снимал «Собачье сердце»), с одной стороны, состоял в КПРФ — это спасло его от того, чтобы скатиться на пасквильный уровень «Роковых яиц», но, с другой стороны, поддался антисоветскому мейнстриму, ввёл отсутствовавшую у Булгакова побочную линию чекистов, которые должны были представлять в фильме абсолютное Зло... и всё. Полюса исходного романа сместились, фильм от этого чудом не рухнул до конца, но скособочился, вся вселенная Булгакова от такого надругательства над ней накренилась и перекосилась, как падающая Пизанская башня. И даже блестящий подбор актёрского состава (правда, слишком возрастной — артисты вроде Лаврова, Басилашвили, Гафта были в среднем на 30-40 лет старше своих персонажей) ситуации не спас.
Ну, теперь переходим к нынешней экранизации, хоть она и не стоит многих слов. Режиссёр Михаил Локшин (1981 г.р.) — антисоветчик и антикоммунист, навальнист, вдобавок ярый ксенопатриот бандеровской «Украины», чего от него ждать, кроме ухудшенного повторения «Роковых яиц»? Эти ожидания режиссёр всецело «оправдал», чего уж там. Распятый на кресте Иешуа, которого охраняют красноармейцы с винтовками, Маргарита, которая с ненавистью срывает лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее!», потом горящая Москва с падающими советскими звёздами... в общем, всё, как грезится в самых сладких антисоветских снах.

Из высказываний режиссёра по актуальной теме: «Поколениям россиян придётся платить репарации за трагедию, которую они принесли Украине» (февраль 2022). «Прошёл год, и надежды те же: чтобы война закончилась победой Украины, чтобы все те, кто ответственны за вторжение в Украину, оказались на скамье подсудимых и были выплачены репарации. Это повлечёт за собой поражение имперских и националистических идей и, возможно, осознание населением тех ужасов, которые они поддержали. Случится ли это или нет в ближайшие годы или даже при нашей жизни, сложно знать, но чем больше людей работают на это — тем больше шансов» (февраль 2023). О да, режиссёр усердно «работает на это», в том числе и в этом фильме, когда с ненавистью поносит советское прошлое, кто бы спорил! Правда, все свои высказывания в поддержку Киева г-н Локшин стремительно удалил из соцсетей после того, как к ним привлекли внимание в блогах, но что написано пером, то не вырубишь топором...
Тот ли это режиссёр, которого следовало осыпать золотым дождём казённых, то есть наших денег из «Фонда Кино» (Локшин получил оттуда полмиллиарда рублей на данный фильм) — вопрос сугубо риторический. Конечно, в ответ могут развести руками, что, мол, «нет других писателей» и нет других режиссёров, все поголовно либо люто, утробно ненавидят СССР и, соответственно, Россию, либо, в лучшем случае, не вылезают со всяких «голых вечеринок», а кроме них — от всей богемы остаётся один Шаман, который, судя по его нарядам, нежно любит Третий рейх, а судя по песням — Навального, но просто не так глуп, чтобы прямо заявлять об этом во всеуслышание. Но если у вас, господа, «нет других писателей», то, может быть, лучше было просто поберечь взятые у народа деньги? По крайней мере, хотя бы не пускать их во вред? Свобода слова и искусства? Это прекрасно, но почему за казённый счёт? А за свои кровные — любой каприз!

Кстати, г-н Локшин — сын того самого американца-учёного Арнольда Локшина, который в 1986 году бежал в СССР из США от преследований за его левые взгляды и попросил в Москве политического убежища. Об этом был во времена перестройки известный телемост Владимира Познера и Фила Донахью. В 1989 году вышла книга Локшина: «Безмолвный террор: история политического преследования семьи в Соединённых Штатах». Но мировоззрение отца сыну нисколько не близко и даже противоположно, отец говорил в 2017-м: «Ни с женой, ни с детьми я не поддерживаю отношения... Мы разошлись по идейным соображениям. Они перешли на другую сторону баррикад. Им так выгодно… Я один остался верен своим убеждениям».

А это из типичных отзывов о фильме в сети:
«Жалкое зрелище. Как будто свинтили пародию на предыдущие экранизации... Ненависть к прошлому плюс презрение к настоящему — равно мерзость в будущем... Будем ждать, когда настоящий Мастер возьмётся за экранизацию этого произведения. Этим бедолагам нужны тексты попроще».
«Клялась и божилась, что не пойду. Но передумала. Прочитала, что супер графика, миллиард на съёмки потратили... Что сказать? В конце я такое недоумение испытала: что, всё? Такая тягомотина...»
«Зарёкся смотреть ЭТО, но человек слаб... Обещал во время сеанса не материться. Обещание сдержал, ибо просто онемел от увиденного. Кастинг — ни одного попадания в образ. Невразумительный Воланд и клоуны — свита. Мастер — местами портретное сходство с Булгаковым (классическая фотография в шляпе), и не более того. По режиссуре фильм рваный. И огромная, животная ненависть ко всему советскому и к СССР!»

Кратко подводя итог: конечно, правильное отношение к СССР и советскому прошлому отнюдь не гарантируют таланта. Но их отсутствие абсолютно гарантирует бездарность и халтуру!

Лайкните, если понравился материал!