У каждого изобретения есть прототип. Что-то, что послужило основой или вдохновением для создателя. Редко нечто новое возникает из ниоткуда, не имея «предков» и аналогий в прошлом. Вот игры в солдатиков — откуда они?
В детстве была у меня книга «Кораблики и солдатики» с набором чертежей по созданию фигурок кораблей и солдатиков, соответственно. Плюс набор правил по передвижению войск и проведению боёв. Во вступлении книги было написано:
Кто придумал игру в солдатиков — этого сказать совершенно невозможно. В солдатиков-конных воинов — играли дети скифских племён. В солдатиков-рыцарей — играли дети Средневековья. В солдатиков Преображенского и Семёновского полка времён Петра Первого играл мальчик Александр Суворов — будущий полководец.
Что ж, у автора книги не было тогда Интернета, поэтому и установить дату изобретения игры не он мог. Посмотрим, чем помогут в расследовании современные технологии.
Пойти придется издалека и начать с наиболее популярных сегодня настольных игр. Пожалуй, не ошибусь, если это будут ролевые игры из серии Dungeons & Dragons («Подземелья и драконы», D&D). Система правил D&D возникла на основе исторической «игры в солдатиков» Chainmail («Кольчуга»). Официально жанр Chainmail называется wargame («варгейм»), или настольная военная игра.
Варгеймы, в свою очередь, имеют сразу двух предков: индийскую чатурангу и прусский «Кригшпиль».
Чатуранга
Помимо варгеймов, чатуранга стала прародительницей шахмат и ряда других настольных игр. Впервые игра упоминается в VII веке до н.э. Первая версия игры предназначалась для двух игроков, позднее появился вариант, рассчитанный на четырех игроков.
В чатурангу играли на доске размером 8×8 клеток, а фигурки расставлялись на полях, как в современных шахматах. В «армию» игрока входили: восемь пешек, два слона, два коня, две колесницы, раджа и его визирь (ферзь). Задачей было поставить противнику мат.
Серьезным отличием от шахмат был фактор случайности, ведь перед каждым ходом игрок бросал игральные кости, определяя возможные ходы.
Чатуранга часто упоминается в художественных и философских произведениях Древней Индии, а Будда в своем учении негативно отзывался о настольной игре и не поощрял увлечения подобной забавой.
Кстати, игральные кости, важный элемент многих настольных и ролевых игр прошлого и настоящего, сопровождают человека уже многие тысячи лет. В IV тысячелетии до н.э. древние египтяне играли с помощью костей в игру сенет, а древнейший набор костей имеет возраст 5200 лет. Его нашли в 2004 году в Иране вместе с комплектом для игры в нарды. Об истории игр в кости можно написать отдельную статью, но пока вернемся к истории военных «настолок».
Кригшпиль
В 1824 году Георг фон Рассевиц выпускает в свет игру «Кригшпиль», что в переводе с немецкого означает не что иное, как «военная игра». На разработку стратегии ушло 12 лет, зато это была первая серьезная попытка создать реалистичную военную игру. Фон Рассевиц даже внедрил в свое детище «туман войны», или «туман неизвестности». То есть карта и противник открывались игроку не сразу, а лишь по мере передвижения войск по карте. Карта была не придуманная, а отражала местность и ландшафт на границе Бельгии и Франции.
Интересна оценка влияния «Кригшпиля» на успехи прусской армии. Кто-то считал, что именно стратегическая стала залогом многочисленных побед. Другие возражают, что как раз после победоносных кампаний в Пруссии резко возрос интерес к игре. Так или иначе, но в «Кригшпиль», прадедушку всех варгеймов, играли кайзер Вильгельм и император Николай I.
Создание современных варгеймов началось в 50-х годах прошлого столетия. В 1954 году Чарльз Сванн Робертс опубликовал игру «Тактика» (Tactics), от которой уже произошли остальные военные игры, пик популярности которых пришелся на 70-е годы XX века.
Современные варгеймы
Упомянутая в начале статьи Chainmail придумана в 1971 году. Авторами игры являются Гэри Гайгэкс и Джефф Перрен. Идея пришла к Перрену в 1967, когда он прочел правила настольной игры Siege of Bodenburg в журнале Strategy & Tactics. А Гэри Гайгэкс, ставший соавтором проекта, спустя некоторое время создаст легендарные для фанатов «настолок» и «ролевок» Dungeons & Dragons, в основе которых будет именно правила Chainmail.
К историческим варгеймам сегодня относятся такие игры, как «Великая Отечественная», «Эпоха битв», Warhammer Ancient Battles, SAGA, Flames of War. Фантастические варгеймы представлены сериями Battle Tech, Warhammer 40 000, Warmachine, Malifaux.
Что ж, вроде всё ясно. Так или иначе «игры в солдатиков» возникали у разных народов в разные эпохи. Официальный предок игры — индийская чатуранга. Серьезным развитием игры стал «Кригшпиль» Георга фон Рассевиц в XIX веке, а в 70-х годах XX столетия появились современные игры в солдатиков для детей и взрослых.
Автор — Олег Банцекин
Источник — ШколаЖизни.ру