Найти в Дзене
Глас Проциона

В кого я играю?

Иногда, только сойдя со сцены, можешь узнать, какую роль ты играл. Станислав Ежи Лец Один из самых важных вопросов, который может задать себе человек, – это «в кого я играю?». Вопрос сложный. Вопрос странный. А самое главное, вопрос страшный… Мы избегаем его всеми доступными нам силами и средствами. Иногда даже побег от ответа становиться самой целью жизни, её смыслом и сущностью. Порой сама постановка вопроса приводит нас в неописуемый гнев и крайне непонятный для нас самих страх. А причина в реальности достаточно понятна: этот невинный с виду вопрос запускает слишком глубинные и когнитивно сложные комплексные процессы, которые заставляют нас осмыслять самих себя. А если быть ещё более точным, осмыслять то существо, что стоит за всеми нашими действиями, решениями и мыслями. Вообще за всеми. Даже за самыми неосознанными и далекими от осмысления, будь то мимика, привычки, повадки, жесты, ритм речи, способность видеть или, наоборот, не видеть определенные вещи… Всё это подконтрольно тому

Иногда, только сойдя со сцены, можешь узнать, какую роль ты играл. Станислав Ежи Лец

Один из самых важных вопросов, который может задать себе человек, – это «в кого я играю?». Вопрос сложный. Вопрос странный. А самое главное, вопрос страшный…

Мы избегаем его всеми доступными нам силами и средствами. Иногда даже побег от ответа становиться самой целью жизни, её смыслом и сущностью. Порой сама постановка вопроса приводит нас в неописуемый гнев и крайне непонятный для нас самих страх.

А причина в реальности достаточно понятна: этот невинный с виду вопрос запускает слишком глубинные и когнитивно сложные комплексные процессы, которые заставляют нас осмыслять самих себя. А если быть ещё более точным, осмыслять то существо, что стоит за всеми нашими действиями, решениями и мыслями. Вообще за всеми. Даже за самыми неосознанными и далекими от осмысления, будь то мимика, привычки, повадки, жесты, ритм речи, способность видеть или, наоборот, не видеть определенные вещи… Всё это подконтрольно тому существу.

Тому существу, что почти Мы, но не всегда Я.

На самом деле, это и понятно, — процесс деконструкции самого себя никогда не бывает приятным. Это очень некомфортно. А иногда и достаточно болезненно. Всё равно, что пытаться понять процесс ходьбы.
Ведь это настолько естественно, что мы уже не осознаем,
как именно мы это делаем. Наше внимание в данном действии включается только тогда, когда появляются какие-то нарушения, неполадки. А до тех пор всё будет происходить как бы само собой, на автомате…

Попробуйте хотя бы на минуту попытаться осмыслить, как происходит процесс ходьбы: как напрягаются мышцы, как взаимодействуют сухожилия и связки, как инициируется движение в сознании, как движение соотносится с дыханием, что происходит в момент поднятия ноги, что происходит, когда нога в воздухе, каким образом нога ставится на землю, что меняется, когда стопа только-только коснулась земли… Поверьте, если вы попытаетесь осмыслить все эти вопросы, у вас возникнут некоторые проблемы с хождением. И в какой-то момент может даже показаться, что вы разучились ходить…

Звучит пугающе? И это, по идее, один из самых простых и понятных процессов для человека. А что же говорить тогда про то, как мы принимаем решения? Как появляются мысли? Почему мы ведем себя так, а не иначе? Очень сложно, и очень страшно.

И непонятно здесь другое: почему, являясь мыслящими существами, мы позволяем себе даже не задумываться над такими вопросами, как: «что я, собственно говоря, делаю?», «почему я это делаю?», и главное — «зачем я это делаю?». Это простые вопросы, на которые можно дать простые ответы. Но вместо этого человек начинает зачем-то искать тысячу и одно оправдание, почему он хороший и почему он всё делает правильно. И эти оправдания зачастую опираются на некие «общепринятые» стандарты, слоганы и, самое забавное, чужой имидж. Обезьянка видит яркие картинки, обезьянка повторяет. Ни больше, ни меньше.

А это в свою очередь приводит ровно к одному результату: мы не живем свою жизнь, мы играем в кого-то. Обман ценою в жизнь…

Просто задумайтесь, как часто вы бываете искренними в том, что вы делаете? Как часто вы понимаете, почему вы делаете то или иное действие? Как часто вы осознаете собственные слова и поступки? Задумайтесь и ужаснитесь. Потому что, к сожалению, вы не один такой. Это современный парадокс: есть свобода высказывания, но при этом за слова не отвечаем; есть возможность жить так, как хочется, но при этом у большинства нет понимания, а зачем, собственно говоря, жить; есть возможность быть кем угодно, но при этом нет понятия целостности и направленности личности. Мы потеряны и не нужны. В первую очередь самим себе.

Посему мы играем. Повторяем увиденные сценки, говорим кем-то произнесенные слова, действуем по непонятно кем написанным сценариям. И ужасно боимся признаться в этом сами себе.

Но мы всё ещё носим гордое звание Человек. И мы всё еще не потеряли возможность мыслить, видеть и слышать. У нас есть ещё возможность научиться искусству останавливать: останавливать себя, свою мысль, действие. Мы еще не окончательно потеряли шанс на ясность и на высшее и самое драгоценное право — право быть собой. Сколько бы усилий это не стоило. И какого бы внимания это не требовало. Ведь несмотря ни на что, оно того стоит. Всегда стоило.

А посему остановитесь и спросите себя: «В кого я играю?»…