Найти тему

Как начинался Иж: 58 лет назад заработал Ижевский автозавод

В статье использованы фотографии из открытых источников
В статье использованы фотографии из открытых источников

Если задать вопрос, какой автомобиль стал первенцем Волжского автозавода, то на него легко ответит любой — конечно, это ВАЗ-2101. Про первый Москвич многие тоже скажут — это М-400 образца 1946 года (в довоенные грузовики и КИМ углубляться сегодня не станем).

А вот про то, с чего ведет свою историю Ижевский автозавод, знают далеко не все. Большинство вспомнит, конечно, "пирожки-каблучки" ИЖ-2715, комби 2125 и, конечно, самый массовый автомобиль из Ижевска — копию Москвич-412.

Но ни одна из этих моделей не был первой! Машина, которая на самом деле дала старт конвейеру ижевского автозавода — Москвич-408. Хотя выпущено их было так мало, что конкретно эту модификацию вполне можно вносить в красную книгу.

Выпускался М/ИЖ-408 с декабря 1966-го (января 1967-го) по весну 1968 года, а изготовлено было лишь 4196 экземпляров. Один из них — на ваших экранах.

Этот автомобиль с номерами Саратовской области я встретил, как ни странно, в Санкт-Петербурге. На ежегодном Параде ретротранспорта, прошедшем в мае 2021 года
Этот автомобиль с номерами Саратовской области я встретил, как ни странно, в Санкт-Петербурге. На ежегодном Параде ретротранспорта, прошедшем в мае 2021 года
-3

Уже осенью 1966 года, то есть 55 лет назад, здесь началась подготовка к выпуску седанов. Самый первый М-408 сошел с конвейера до конца года и среди видимых отличий от московского имел по сути лишь оригинальную эмблему на передке
Уже осенью 1966 года, то есть 55 лет назад, здесь началась подготовка к выпуску седанов. Самый первый М-408 сошел с конвейера до конца года и среди видимых отличий от московского имел по сути лишь оригинальную эмблему на передке
Сзади эти машины и вовсе ничем не отличались от московских. Возможно, были какие-то внутренние отличия (обусловленные разными поставщиками запчастей для Москвы и Ижевска), но о них известно лишь знатокам
Сзади эти машины и вовсе ничем не отличались от московских. Возможно, были какие-то внутренние отличия (обусловленные разными поставщиками запчастей для Москвы и Ижевска), но о них известно лишь знатокам
Мотор на всех Москвич-408/ИЖ-408, очевидно, одинаковый — это слабенький МЗМА-408 объемом 1358 см3 и мощностью 50 л.с. Его хватало лишь для предельной скорости в 120 км/час
Мотор на всех Москвич-408/ИЖ-408, очевидно, одинаковый — это слабенький МЗМА-408 объемом 1358 см3 и мощностью 50 л.с. Его хватало лишь для предельной скорости в 120 км/час
Трансмиссия здесь тоже архаичная — «четырехступка» с рычагом переключения на рулевой колонке. Зато в 1967 году ИЖ-408 получил усилитель тормозов, который в те годы имели еще отнюдь не все иномарки
Трансмиссия здесь тоже архаичная — «четырехступка» с рычагом переключения на рулевой колонке. Зато в 1967 году ИЖ-408 получил усилитель тормозов, который в те годы имели еще отнюдь не все иномарки
Данная машина выпущена в 1968 году. Шильда Москвич на ранних ИЖах досталась в наследство от обычных московских машин
Данная машина выпущена в 1968 году. Шильда Москвич на ранних ИЖах досталась в наследство от обычных московских машин
Уже к концу 1967-ого в Ижевске выпустили первые М-412 с гораздо боле интересным полуторалитровым мотором. Их производство продолжалось аж до 2001 года...
Уже к концу 1967-ого в Ижевске выпустили первые М-412 с гораздо боле интересным полуторалитровым мотором. Их производство продолжалось аж до 2001 года...