Я вижу себя лучше, чем очень многие.
Иду, какой-то алкоголик валяется. Ух, негодник!
Кто перед Богом выше? Ну, конечно же, я!
Оценка Божия и оценка людей - две разные вещи. Люди оценивают по внешним делам. Судят не прекращая, не зная обстоятельств жизни человека.
Бог может только судить.
Как мы можем? Мы что, видим душу человека? Свою не видим, не говоря о чужой.
Надо читать книги Святых отцов. Там дышит Благодать Божия!
Симеон Новый Богослов сказал:
Все мы находимся в жестокой прелести.
Особенно ранит человека воцерковленного. Он знает, что нельзя передавать свечку через левое плечо.
Беда в том, что мы не видим, что находимся в ней.
Первый признак:
"Я чувствую, что я - хороший человек!"
Есть грешки, но не вздумайте сказать, что я плохой! Тогда узнаете, насколько я - хорош!
Это прелесть самообмана. Человек как - ёжик. Попробуй, погладь - колючки наружу!
Ну, как же такая прелесть не может не осуждать! Как я могу не злиться, если кто-то делает что-то не так! Как я могу не тщеславиться! Это ведь, так приятно, когда тебя хвалят.
Что ты можешь? Молитвы читать?
Где мы находимся в этот момент?
Нет молитвы, где нет внимания! Нет молитвы, где нет покаяния!
Сколько мы молимся во время литургии? Когда просим, прости за гнев. Несколько секунд...
А если заболит печень или желудок. Тут мы уже знаем к какому святому обращаться. К чудотворной иконе, какой подойти.
Человек, который не молится, он - просто неверующий.
Брянчанинов писал:
"Молитва без внимания - пустое празднословие, оскорбительное для Бога."
Можно привыкнуть "молиться", служба превращается в "обряд".
Нужно возвращать своё внимание в молитву.
Тщеславие уничтожает всё доброе, что есть в человеке.
Об этой страсти хорошо сказал Феофан Затворник:
"Сам дрянь дрянью, а всё твердит - я не такой, как прочие люди."
Вы когда-нибудь замечали, что когда сам что-то сделаешь нехорошее и видишь, что другой делает тоже самое; то как-то язык не поворачивается его осуждать.
Мы осуждаем по одной причине: "Не видим себя".
Симеон Новый Богослов учит, что тот, кто хочет научиться не осуждать, должен исполнять заповеди. И когда человек пытается исполнить заповеди, то видит свою немощь. Где тут ему до другого, когда у самого грехов великое множество.
Осуждает всегда тот, кто видит себя лучше.
Святые отцы говорят, что жизнь - это больница. Если бы мы видели себя больными, то бы не осудили другого.
Больной больного не осуждает.
Осуждение - это мы как бы утверждаем:
"Я бы такого не сделал."
Рассуждение, это когда мы рассуждаем для дела. Например, этого не могу взять на работу, так как нет таких-то способностей. Или, алкоголик, тоже не -могу. Нет, я не осуждаю, может у меня - другой грех. Но такой сотрудник не подойдёт. Рассуждение - необходимо для дела!
В заключении, хочу сказать, что надо научиться не осуждать других, оставим это Богу. Это трудно, но с помощью Бога возможно. Надо помнить - у вас один недостаток, у других - другой. Надо стараться искать и исправлять свои недостатки, а к недостаткам других относиться снисходительно.
Храни вас Бог!