Найти тему

Он как никто мог передавать эмоции. Суровый стиль ван дер Вейдена

Рогир ван дер Вейден (около 1399 – 1464) был одним из самых знаменитых фламандских художников XV века. Король Иоанн II Кастильский называл его великим фламандцем, мастер был главным живописцем Брюсселя, а стиль ван дер Вейдена на многие годы стал образцом для подражания – до нас дошло множество копий с его картин, из чего можно сделать вывод, что мастерская пользовалась большой популярностью и у учеников, и у заказчиков.

При этом о жизни автора великих работ мы знаем крайне мало. В этом отношении ван дер Вейден находится в одном ряду с Босхом, Брейгелем Старшим и некоторыми другими гениями Северного Возрождения. Знаменитый искусствовед начала XVII века Карел ван Мандер писал о нем: «Благодаря богатой фантазии и мастерскому исполнению он доводил все работы до совершенства как в смысле живости фигур, так равно и в композиции, и в передаче душевных движений: печали, гнева или радости, иногда и укоризны, смотря по тому, что требовал сюжет картины».

Высокая эмоциональная выразительность действительно отличает произведения великого фламандца. В этом отношении он совсем не похож на Яна ван Эйка, перед которым, будучи практически ровесником, преклонялся всю жизнь. Может быть, ближе всего к стилю ван Эйка прекрасная картина «Святой Лука, рисующий Мадонну». Здесь ван дер Вейден едва ли не единственный раз показывает не только «горнее», но и «земное» - горожан, не видящих чудо, но смотрящих на водную гладь.

Все здесь мягко, поэтично, на полутонах и не похоже на духовную напряженность и скрытую экспрессию «Снятия с креста», еще одного признанного шедевра художника. Чтобы усилить эмоциональное воздействие трагической сцены, ван дер Вейден намеренно перегружает ее фигурами. И каждая, как справедливо писал ван Мандер очень выразительна – от мертвенно-бледной Богоматери до скорбящего и одновременно сосредоточенного Никодима, тайного ученика Христа.

Удивительное умение живописца передать и обнаженные, и скрытые эмоции, его «суровый стиль» принесли ему заслуженную славу. Сохранял свое влияние на художников ван дер Вейден и после смерти. Но со временем, увы, был почти заслонен другими. Лишь в середине XIX века о нем заговорили снова и вернули титул одного из великих мастеров Возрождения.

Благовещение
Благовещение
Читающая Магдалина (сохранившийся фрагмент)
Читающая Магдалина (сохранившийся фрагмент)
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Портрет Антуана Бургундского
Портрет Антуана Бургундского
Портрет дамы
Портрет дамы
Портрет молодой женщины
Портрет молодой женщины
Снятие с креста
Снятие с креста
Святой Лука, рисующий Мадонну
Святой Лука, рисующий Мадонну
Триптих Брака
Триптих Брака
Триптих "Распятие"
Триптих "Распятие"