В этой статье побеседуем об архетипах добра и зла в кино, литературе и нашей жизни
Вы когда-нибудь задумывались почему криминальная тематика всегда цепляет? Что есть такого у плохишей чего мало в нашей жизни?
Интерес
В первую очередь, нужно сказать пару слов о том почему людям вообще интересно читать/ смотреть или слушать какие-либо истории. На мой взгляд здесь 3 мотива:
1️⃣ Страх смерти
Наш базовый инстинкт самосохранения, который заставляет нас постоянно искать информацию и выигрышные стратегии для самозащиты.
2️⃣ Неудовлетворенные потребности
Мы всегда чем-то недовольны и потому постоянно в поиске решений для достижения целей. В целом единственное что мы видим вокруг - это средства достижения целей, все остальное игнорируется.
3️⃣ Инстинкт удовольствия
Сюжет, особенно драматургический с грамотной аркой героя и кульминацией создает напряжение, которое позволяет катарсически высвободить эмоции в конце.
Следовательно, чем ближе к нам и нашим целям история, чем более мы отождествляем себя с персонажем, чем больше факторов, которые дают пищу для поиска решений и защит и чем выше напряжение по ходу истории - тем выше эффект катарсиса (разряжения) и «ценность» самой истории.
Почему криминал?
Итак, ясно почему интересно наблюдать за персонажами, но почему именно антигерой вызывает такое глубокое погружение, напряжение и влечение. На этот счет можно выдвинуть ряд предположений:
🅰️ Воля и радикализм
(завидуем свободной воле, четкому знанию целей, простой и жесткой картине мира и способностям переходить границы)
🅱️ Инстинкт разрушения (сюда неплохо вписывается идея про нашу склонность к разрушению) - это чертовски приятно видеть как некто разрушает систему и бросает ей вызов.
🆎 Сценарий/архетип (существует нарратив, который мы впитали еще с самого детства, который прошивает всю культуру. Это архетип борьбы добра со злом, где добро должно победить)
Мы напрягаемся и в конце расслабляемся, когда добро побеждает - мы на это и рассчитывали - это позволяет нам получить эмоции и ощущение что мы все делали правильно.
Почему добро побеждает?
И действительно почему? У антигероя всегда больше воли, мотивации, смысла. Его история всегда наполнена болью, силой характера, борьбой, личными жертвами и страданием. Казалось бы - его нужно вознаграждать за муки, терпение и риски. Но зло почти всегда в проигрыше. На то есть ряд причин:
♻️ Зло должно проиграть (внутренний механизм сохранности кооперации в обществе. Нужно учить детей жить в мире друг с другом чтобы избежать хаоса и анархии. Из-за кооперации и создания соц.институтов общество там где оно есть и достигается хотя бы какая-то «справедливость».
♻️ Зло замкнуто само на себе и всегда преследует «шкурные интересы», а шкурные цели + радикальность + воля = беспредел и бесконечная война.
Жизнь это страдание и этот момент всегда точка бифуркации (разветвления). Большинство чтобы с этим бороться выбирает путь конформизма, но те у кого активный темперамент, низкий уровень тревожности и нравственности порой выбирают иной путь.
Фауст
Мы уже слегка затронули вопрос нарратива, который преследует нас во всех ответвлениях мировой культуры и искусства. Его сквозной сюжет заключается в том, что некий персонаж попадает в ловушку своих искаженных представлений о хорошей жизни и в его голове воцаряется чёрная зависть, алчность и похоть и тут возникает лукавый, предлагая ему некую сделку, соглашаясь на которую, наш герой принимает судьбоносное решение, в котором, как водится, он позднее разочаруется и проклянет тот день, когда дьявол вторгся в его жизнь.
Продавая душу, человек получает несметные богатства и радости жизни в реальности, а после смерти теряет душу и отдаёт ее дьяволу в руки, угодив прямиком в ад.
Зачастую бывает так, что персонаж ещё будучи в здравии начинает подозревать, что он сплоховал, разочаровывается в жизни, так как материалистические ценности и потакание инстинктам не приносит ему удовлетворения и сетует на своё безрассудство.
Намёк между строк очевиден - душу нужно спасать, а демонов изгонять, ибо и счастья от них нет, да и душу уже не вернёшь.
Ад на земле
Нас интересует лишь то, какое значение имеет сам архетип и как это выглядит в реальной жизни. Думаю не новость, что в реальности никаких адов и раев, дьяволов и ангелов не существует, ровно как и сделок между людьми и нечистью. Тогда какой смысл в этих историях и почему данный архетип всегда актуален?
Продажа души - это не про продажу и даже не про душу (существование которой тоже вопрос) - это иллюстрация выбора и последствий для тех, кто предал моральную основу (при условии ее наличия) которая влечёт за собой формирование иного мира вокруг, со сменой полюсов и ориентиров, парадигмы мышления, а также сменой декораций, участников и характера насущных проблем. Делая подобный выбор, человек обрекает себя на бесконечное колебание в гранях, где подобно магниту он притянет к себе таких же как он, сделавших однажды такой же выбор. Просто представьте на секунду в каком мире живет антигерой, кто его окружает, чем заполнен его день и какого его будущее.
Выигрывает ли зло?
Поступая как волк, придётся жить в волчьей стае и пути обратно нет. Ада тоже нет, кроме того, что рядом с нами - это то место, где оказывается человек, перешедший черту, где закончилась его «душа». Это действительно страшное место. После смерти жизни нет, но жить в аду или нет - выбор каждого. Можно ли считать такое выигрышем - огромный вопрос.
При этом кое-что полезное у антигероев мы все-таки можем подчеркнуть.
Архетип героя
Драматургическая арка героя выстроена так, что тот пробивается со дна, ломая оковы и снося препятствия. Превозмогает собственные страхи и ограничения чтобы достичь своих геройских целей.
В этих историях, помимо героя (рыцаря) и узурпатора (дракона) всегда есть ещё одна сила, толкающая героя на подвиги - уникальная мотивация (любовь/ возмездие), которая обычно отличается от мотивации антагонистов (принцесса/ слава/ обогащение).
Только уникальная мотивация, завязанная на ценностях и идеалах, обладающая созидательной силой может сделать из посредственности героя.
Герой живет в сказках, а антагонист - в реальности?
В реальности драконов не существует, явных врагов никаких нет, путь не ясен, путеводных знаков тоже нет; авторитеты слабы и сокрушимы, принцессы не столь желанны, царства распилены, советы относительны, истина многогранна и зависит от точки наблюдения, отсюда даже возможные драконы вполне мотивированы, а зачастую и довольно мудры; само геройство наказуемо, ровно как и инициатива. Героем быть невыгодно, опасно и элементарно скучно. Кажется, что антигерои с их волей, злодейской мотивацией и картиной мира ближе к реальности, практичны и более адаптивны. Но так ли это?
Судьба антагониста горька, а созданный им мир омерзителен и полон уродов вокруг - таких же как и он сам. Энергия разрушения, насилия и «шкурных интересов» сильна, но недальновидна. Дак что же такое зло?
Зло - это любое намерение «ради себя», которое в долгосрочной перспективе вредит мне или моим отношениям с миром.
Стало быть добро напротив - созидательно и прагматично. Нужно быть добрым не потому что это нужно, а потому что это разумно. Делать хорошо себе, своим отношениям и миру.
Как быть добрым?
Терпеть, молчать, прощать, подставлять вторую щеку, не конфликтовать и всем уступать - многие убеждены что это про добро. Но это чушь.
Прежде чем стать джентельменом нужно уметь быть подлецом, а прежде чем стать добряком нужно стать монстром.
Монстром, который умеет отстаивать свои интересы, отбиваться от зла, строить эффективные модели для анализа и формирования своей реальности. Быть добрым - это про выбирать быть добрым, а не про не уметь быть злым.
Позаимствуем у антагонистов их силу, но оставим им их мотивы. Будем же умнее, друзья, а значит добрыми и сильными. Успехов!
Записывайтесь на консультацию/ задайте мне вопрос:
Telegram: +7 993 370-03-59
Еще больше статей в моем телеграм-канале Подумаем?
Автор: Иванченко Данил Владимирович
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru