Начало года ознаменовалось выходом на экраны долгожданной новой экранизации монументального романа "Мастер и Маргарита" (2023). Многим зрителям нравилась сериальная экранизация года Владимира Бортко с Анной Ковальчук в роли Маргариты, но я не был удовлетворен той работой: несмотря на то, что удалось привлечь многих известных актеров того времени, фильм вышел хорошей почти построчной экранизацией, но почему-то не обрел самого главного - не было той самой булгаковской "алхимии", которая не давала оторваться от романа часами. Трейлер же нового фильма "Мастер и Маргарита", появившийся в 2023 году (сначала под названием "Воланд"), давал робкую надежду - чувствовалось, что актеры очень удачно подобраны на роли, а кадры, показанные в трейлере, были наполнены мрачной таинственной атмосферой, так знакомой по роману. Оправдал ли фильм эти ожидания?
Фильм режиссера Михаила Локшина 2023 года пошел по экспериментальному пути: это взгляд на роман с другой стороны - глазами Мастера, пишущего роман. Находясь на вершине славы, писатель готовится к публикации своего романа и постановке пьесы - но внезапно отменяют и премьеру, и изымают тираж, а его самого исключают из союза писателей. В этот момент отчаявшийся Мастер встречает загадочного консультанта, который подбрасывает ему идею нового романа и показывает литературно-драматический мир Москвы с его изнанки, и в это же время знакомится с Маргаритой, ставшей его музой.
Пишите, чтобы вас не печатали, а перепечатывали
Чем новый фильм "Мастер и Маргарита" (2023) лучше предыдущих экранизаций романа?
В первую очередь, в новом фильме актеры действительно на своем месте и играют убедительно. Кроме основных ролей здесь много и "фоновых" персонажей, удачно дополняющих картину. В первую очередь очень хороши именно сами новые Мастер и Маргарита (Цыганов, известный своей "узостью" исполняемых персонажей, удивительно точно "попал" в роль Мастера, а Юлии Снигирь удалось показать все разнообразие персонажа Маргариты - от самоуверенной светской дамы до отчаявшейся влюбленной, потерявшей смысл жизни), прекрасен Воланд (идея взять на его роль немецкого актера оказалась полностью оправданной - как и идея показать ершалаимские диалоги на латыни с закадровым переводом), потрясающе хороши в ролях Коровьева и Геллы Юрий Колокольников и Полина Ауг. Из тех, кто мне не очень понравился - Степа Лиходеев и Азазелло (но это мое субъективное мнение), и, к сожалению, Бегемот - а ведь всем известно, как его любят читатели, и за хорошо экранизированный персонаж кота готовы простить многое.
Фильм "Мастер и Маргарита" 2023 года прекрасен визуально: в нем Москва - величественный город, растущий ввысь. Прекрасны интерьеры дворцов, залов, комнат - все проработано до мельчайших деталей, и выглядит именно так, как ожидалось. При этом в новом фильме преобладают мрачные фоны - на всем протяжении просмотра чувствуется напряжение, предчувствие опасности, и даже зная сюжет, не удается отделаться от предчувствия, что здесь все может пойти не так.
Читая роман, я все время представлял вечера-концерты в "Грибоедове" чем-то похожим на вечеринки из "Великого Гэтсби" - и в этом фильме эта параллель действительно очень хорошо чувствуется!
Чего в новой экранизации, на мой взгляд, не хватило?
Со стороны актерского состава придраться почти не к чему, разочаровал только Бегемот - потрепанный старый кот с хриплым голосом в новой экранизации как-то не впечатлил. Вспомним эпизод из романа:
— Я, я, — шептал кот, — я дам сигнал!
— Давай! — ответил в темноте Коровьев.
— Бал! — пронзительно визгнул кот
Так вот, вместо "пронзительного визга" раздалось невнятное бормотанье.
Также важным упущением в экранизации "Мастера и Маргариты" 2023 года стало то, что оказались порезанными многие сцены - начиная от ершалаимских (в фильме вообще нет персонажей Иуды и Левия Матвея) до похождений Коровьева и Фагота и происшествий в "нехорошей квартире", и если режиссер решил "порезать" эти сцены - у меня возникают сомнения, правильно ли он понимает суть романа. Также сильно изменен бал у Сатаны: вместо пышного шумного торжества в фильме показана мрачная молчаливая церемония, по сути состоящая только из встречи гостей и финала с головой Берлиоза.
Зато в декорациях "альтернативной" Москвы 30-х годов режиссер развернулся не на шутку: Москва вся застроена огромными монументальными сооружениями (часть из которых действительно планировалась - например, Дворец Советов с огромной статуей Ленина на вершине) и очень напоминает Берлин и Нью-Йорк из сериала "Человек в высоком замке". Помилуйте, зачем эта параллель в фильме?
И, наконец, новая "Мастер и Маргарита" - это не тот фильм, который можно посмотреть вместо книги. События в фильме хронологически перемешаны, частично сильно порезаны, а линии Мастера и писателя настолько близко повторяются, что постоянно перетекают друг в друга. Экранизация Михаила Локшина - это вольное расширение романа, которое нельзя понять, не читав его самого.
Можно ли сказать, что "Мастер и Маргарита" 2023 года - лучшая экранизация романа?
Экранизация 2023 года действительно во многом очень близка к тому, какой я вижу идеальную экранизацию романа Булгакова, и я получил огромное удовольствие от просмотра. И все же при всех своих визуальных достоинствах и сценарных находках это не сюжетно самостоятельная работа - она не может полноценно восприниматься без прочтения романа.
Сосредоточив фокус фильма на Мастере и сильно сократив повествование романа (исключенные эпизоды и даже сюжетные линии, тот же уменьшенный Великий бал у Сатаны), Михаил Локшин все же не добавил сюда автобиографичности: по сути, биографии Булгакова здесь не больше, чем в самом романе - просто добавлены отсутствовавшие в романе, но подразумевавшиеся сцены подготовки постановки пьесы о Понтии Пилате и последующей травли писателя. На самом деле в фильме "Мастер и Маргарита" 2023 года Мастер пишет роман про Мастера, который пишет роман о Понтии Пилате (запутались?), и разница с романом лишь в том, что добавлено много эпизодов восхождения и падения Мастера в ущерб сценам из самого романа. Интересной сюжетной находкой новой экранизации можно назвать лишь знакомство Мастера с прототипом Воланда, который из интересного иностранца постепенно превращается в мистического персонажа.
Главное же мое огорчение от нового фильма "Мастер и Маргарита", вышедшего на киноэкраны в 2024 году - в том, что вместо того, чтобы, подобно Михаилу Булгакову, старательно и изобретательно, с тонким юмором, за который мы любим этот роман и творчество писателя в целом, изобличать бюрократическое и мещанское болото, режиссер Локшин предпочел попросту очернить все без разбора, облив всех мазутом из ведра, и поджечь. Жаль, но, в отличие от жителей новой Москвы, в чьи сердца, по словам Воланда, "милосердие иногда стучится", режиссер решил безжалостно обрезать волшебную многогранность романа и упростить сюжет до банального прямолинейного антисоветского манифеста, которым литературный первоисточник никогда не являлся. И в конце концов - зачем Москву-то было сжигать?
Будете смотреть новый фильм "Мастер и Маргарита"?
Вот небольшая подборка обзоров на недавно снятые российские фильмы: