Ирис Ван Харпен создала свой бренд в 2007 году, но по-настоящему раскрыла его уникальность лишь в 2010. Тогда она впервые в мире моды использовала метод 3D-печати и сделала платье “Water” в сотрудничестве с голландской архитектурной фирмой Benthem Crouwel Architekten. Это положило начало производству изделий, вдохновлённых искусством, новыми технологиями и наукой. Для реализации своих задумок Ирис также обращается за помощью к профессионалам в этих областях.
“Мода и искусство не только отражают нашу сущность — они находятся в поиске того, кем мы хотим быть в данный момент и кем хотим стать в будущем”, – сказала дизайнер в одном из интервью.
Создавая уникальные, единственные в своём роде платья, модельер помогает женщинам выразить себя не только через красоту образов, но и через глубину смыслов, вложенные в них. Более того, Ирис работает в технике design&science: использует последние разработки архитекторов, биологов и инженеров для создания экологичных и необычных нарядов.
Когда Ирис была ребёнком и жила вблизи озёр, она проводила много времени, плавая и играя в них. Чувствуя связь с водой, дизайнер стремилась найти идеальный способ воссоздать её текстуру и гибкость в своих изделиях. Реализовать задуманное модельеру помогли современные изобретения, например 3D-принтер.
Нечто похожее на платье “Water” дизайнер создала в 2013 году, но в этот раз применила новый материал. Объединившись с модным сайтом Ника Найта SHOWstudio, она изготовила платье из акрила, похожего на органическое стекло.
В коллекции “Carte Blanche” 2022 года Ирис обратилась к женским протестам в Иране. Она отметила, что изделия предназначены только для ношения под водой, и пояснила, что “выбрала погружение, главным образом потому что это требует особой силы и лишает нас голоса”. Таким образом, модельер отдала дань уважения смелым женщинам Ирана, которые не побоялись вступиться за свои права, хотя власть настойчиво затыкала им рты.
“Мне казалось, что я действительно не смогу воплотить эмоциональный аспект этой концепции на подиуме”, — заявила она.
Именно поэтому коллекция была представлена в виде фильма. Он снимался в сотрудничестве с французской танцовщицей, хореографом, режиссером подводных кинокартин и фридайвером Жюли Готье.
Необходимо отметить, что танец – неотъемлемая часть ДНК бренда. Дизайнер испытывает особую любовь к балету: она занималась им в детстве и часто смотрела трансляции выступлений труппы The Folkloric Dance Company. Это искусство показало Ирис красоту движения, которую она часто использует в своих работах. Изделия модельера пластичны, элегантны и динамичны.
В кутюрной коллекции 2023 года отражены представления Ирис о будущих плавучих городах. Вдохновением послужил первый в своём роде Oceanix, который в настоящее время строится в Южной Корее.
Через платья Ирис хотела показать, что искусственная среда способна стать естественным продолжением обширных водоёмов, не нарушив экологию, а наоборот создав гармонию между человеком и океаном.
В 2022 году Ирис ван Харпен вдохновилась поэмой древнеримского поэта Овидия “Метаморфозы” и создала 16 образов, посвящённых трансгуманизму. За основу она взяла героев мифов из произведения: Арахну – ткачиху, превращённую в паука, нимфу Дафну – возлюбленную Аполлона, ставшую лавровым деревом, и Нарцисса, одержимого собственным отражением.
Одежда была сшита из полупрозрачного белого шёлка и деталей, напечатанных на 3D-принтере с использованием натурального сырья.
Помимо античных мифов Ирис вдохновлялась мраморная скульптурой «Аполлон и Дафна» художника итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини. Произведение искусства сильно впечатлило модельера: образ Дафны стал символом преображения женщины, её связи с природой и отражением жизненного цикла.
Ирис ван Херпен имеет особый взгляд на высокую моду. Она не просто создаёт красивые вещи, она разрабатывает смыслы и показывает, как наука, искусство и технологии могут легко стать частью нашей жизни.