Helios 77M-4 f/1.8
Поделюсь опытом использования советского объектива в связке с Sony a6300.
Достался он мне примерно за 5 тысяч рублей. До этого читал обзоры на старую советскую оптику, у самого был фотоаппарат "Зенит" в детстве, так что выбор был осознанный.
Для того, чтобы использовать этот объектив на Сони, пришлось купить переходник M42-Sony E. Стоит он копейки, позволяет накручивать советскую оптику на камеры Sony. Для других производителей также существуют адаптеры.
Сразу скажу, что по центру кадра объектив вполне разрешает современную 24 мп матрицу на открытых диафрагмах. Небольшой софт-эффект ("мягкость" картинки) присутствует, но скорее придает некую художественность и является даже плюсом для портретов. Кожа выходит более ровной и гладкой.
Звенящей резкости ждать от этого объектива не стоит. На закрытых диафрагмах от f/4 и выше, вообще не вижу смысла использования, так как его ценность, в первую очередь, в рисунке в зоне нерезкости (бокэ), а такой рисунок проявляется только на открытых значениях диафрагмы.
Этот объектив я брал для съемки портретов, поэтому что там с резкостью по краям кадра, меня не особо интересовало.
Рисунок у этого объектива очень интересный, пленочный и киношный. Отличается от современных автофокусных полтинников. Впрочем, на вкус и цвет... Поэтому выкладываю фото.
Легко ли снимать объективом с ручной фокусировкой? Нужно привыкнуть. На сони подсказка фокуса работала не совсем точно, поэтому пришлось назначить на отдельную кнопку функцию зуммирования и наводиться на резкость по экрану (по увеличенной на 100% области фокуса) без использования помощника фокусировки. Брака из-за ошибок фокуса стало намного меньше.
Кольцо фокусировки имеет плавный ход, объективом приятно пользоваться. Времени на съемку тратится больше, но как по-мне, результат себя оправдывает.
Еще порадовали макро возможности с использованием макро-колец. Кому интересно, можете загуглить. Стоят они совсем недорого, накручиваются между объективом и камерой, позволяют менять степень увеличения (обычно в комлекте имеется несколько штук под разные задачи).
Я часто брал этот объектив на фотосессии для неспешной съемки портретов, чтобы снять несколько десятков кадров, отличающихся от общей картины.
Также в процессе использования выснилось, что снимать им можно не только портреты, но и другие жанры, где нужно отделить основной объект съемки от фона.
Помню свои детские фото в альбоме. Захотелось повторить.
Этот объектив не выдает идеальную картинку, этим он и интересен. В погоне за техническими составляющими, за графиками резкости - современные объективы зачастую теряют рисунок, прибретая одинаково "ватное" скучное боке.
Если не боитесь экспериментов и неспешной съемки, можно смело покупать данный объектив) Пожалуй, лучший из советских полтинников.