Кубинские отели all-inclusive — это свой особый мир с кучей неписанных правил и даже некоторой субординацией. Я вообще всего лишь второй раз за все 15 лет путешествий останавливаюсь в подобном отеле (первый был в Египте пару лет назад), поэтому опыт этот для меня в новинку. И очень многое удивляет и вызывает недоумение.
Например, я и представить не могла, что в 5* отеле (а именно в таком я отдыхала) будет такая дифференциация отдыхающих. Но местные особенности почувствовала, как только попала на ресепшен, чтобы заселиться.
Тут надо сделать небольшое отступление про кубинские особенности. Средняя зарплата на Острове Свободы — 30$. И тут нет никакой опечатки. При этом в магазинах есть только базовые продукты (рис, масло, курица). Если хочется купить что-то, что не производят на Кубе и не субсидирует государство, а это практически всё (например, зубная паста или шампунь), то будьте добры расплатиться долларами. При этом достать тут можно хоть айфон, хоть брендовую одежду — только понадобятся доллары. Поэтому те, кто работает с туристами и имеет возможность получать чаевые, — в шоколаде. За один день они вполне могут "насобирать" среднюю месячную заплату. Правда, на качестве сервиса это сказывается очень своеобразно.
А теперь вернёмся на ресепшен. Мы стоим у стойки. Немного помятые и уставшие после 13-часового перелёта, но в целом достаточно позитивные. За стойкой симпатичная кудрявая кубинка оформляет номера группе аргентинцев из 5 человек. И делает это очень неторопливо.
Медленно идёт к принтеру на другом конце стойки, что-то ищет в ящиках, потом несколько минут общается с ними на испанском, рассказывает всё про отель. Показывает на карте, что и где находится. Вроде бы обычный процесс, но занял он у неё минут 40. При этом большую часть времени она просто разговаривала с ними. Что-то рассказывала, спрашивала, они отвечали. И она прекрасно видела, что мы тоже стоим и ждём.
Когда подошла наша очередь, девушка была не столь разговорчива. Это понять можно — языковой барьер. Она быстренько отсканировала наши паспорта и выдала карточки от номеров. При этом рассказывать, что и где в отеле (как это делала для предыдущих постояльцев), не стала. Мол, сами как-нибудь разберётесь.
При этом все кубинцы, с которыми я общалась, говорили, что очень любят Россию и русских, и очень благодарны за помощь в советское время и во время пандемии. То есть отношение на ресепшене явно не связано с национальностью. Но тогда я не придала этому значения.
И поняла, в чём дело, только позже, когда понаблюдала за взаимодействием барменов с клиентами.
Одних людей они показательно игнорировали, а других как только видели, то сразу улыбались и спрашивали: "Вам как обычно?" Согласитесь, достаточно странный сервис в 5* отеле...
С чем-то похожим мы и сами столкнулись. В один из дней моя дочь на обеде минут 30 не могла дождаться стакана воды (в отеле её разносят официанты, самостоятельно налить нельзя). Она просит, официантка кивает, и ничего не происходит. Девушка ходит мимо и продолжает обслуживать других клиентов, приносить им чай, кофе и алкоголь. Дочь просит снова, та кивает и продолжает ходить с невозмутимым видом мимо. И так 30 минут.
Так кого же любят бармены и официанты в кубинских отелях? Канадцев! На Кубу летает очень много рейсов из этой страны, и многие канадцы отдыхают тут на выходных. Для них это примерно так же, как для нас в Анапу слетать, — не особо дорого и лететь близко. Поэтому рейсов полно. А канадцы умеют расслабляться и веселиться так, что "Тагил" отдыхает. А ещё они очень щедрые на чаевые. И дают по 5 канадских долларов (самая мелкая купюра) за любой чих.
"Спасибо, мэм, что подсказали, где тут ресторан. Вот вам 5 долларов". "Спасибо, друг, за коктейль. Вот тебе 5 долларов".
При этом отель all-inclusive, и это не плата за коктейль. Это именно на чай. Естественно, тех, кто с деньгами, персонал обслуживает в первую очередь. А когда видят их на территории, то подходят и спрашивают, не нужно ли чего-то.
Ну а русских любят, но на деньги от них не рассчитывают. Поэтому в свободное время и если канадцев нет на горизонте, с вами с радостью поболтают, коктейли тоже сделают. Но вот "облизывать" и стараться угодить уже никто не будет. Ну или надо как канадцы — засыпать персонал чаевыми.
Один из отдыхающих в нашем отеле как-то поделился, что он не оставлял чаевых горничной, и ему всё время отдыха не меняли полотенца и постельное белье. И даже туалетную бумагу не принесли. Я всё-таки не допускала такую ошибку и иногда давала чаевые горничной. Поэтому пару раз полотенца поменяли всё-таки. И бумага туалетная была.
Ещё заметила, что официантки занимают места для своих любимых постояльцев (тех, кто щедро дает чаевые), вешают на стул кофту или ставят сумку. Мол, этот столик уже занят. А когда приходят нужные люди, то кофта тут же убирается и их приглашают присесть.
Тут мне остаётся только развести руками и ещё раз напомнить, что дело происходило в 5* отеле. Что творится в 3* отеле на Кубе, мне даже представить страшно.
Если честно, я такого отношения вообще не понимаю. Нет, я не жадная (отдых на Кубе нашей семье примерно в 800 тысяч рублей обошёлся), без проблем могу отблагодарить официанта или уборщицу за хорошо оказанную услугу. Но именно за оказанную услугу. А не дать денег и подарков, чтобы мне принесли стакан воды или поменяли полотенце в 5* отеле all-inclusive. Одно дело, когда есть прайс и цена за уборку прописана, и совсем другое — когда ожидаешь сервиса, в красках описанного в буклете туроператора.
А вы даёте чаевые за каждый чих? Или всё-таки за нормально оказанную услугу?