Найти тему

Тайна погибшего корабля: «Оуранг Медан»

В адвенчурной хоррор-игре «Человек из Медана» - первой в антологии «Темные картины» (The Dark Pictures), вышедшей в августе 2019 года, основной локацией является корабль-призрак «SS Ourang Medan» — заброшенный грузовой корабль времен Второй мировой войны. Однако у его реального прототипа тайн не меньше.

Странный сигнал бедствия

Это случилось в июне 1947 года. Британские и голландские радиостанции приняли сообщение, переданное азбукой Морзе. Расшифровать удалось только часть. Вот что там говорилось: «Это голландское судно "Оуранг Медан" (S.S. Ourang Medan). Капитан и все офицеры в кубрике и на мостике мертвы. Возможно, вся команда мертва". Следующая часть сообщения была настолько сумбурной, что расшифровке не поддавалась. В конце же снова был осмысленный, хотя и вызывающий вопросы текст: «Я тоже умираю».

Сигнал доносился из района Малаккского пролива - между Малайзией и островом Суматра. Несколько торговых судов, находящихся поблизости от этого места, запеленговав сигнал, двинулись на помощь терпящим бедствие морякам.

Ближе всех к «Медану» оказалась американская «Серебряная звезда».

Не обнаружив никаких внешних повреждений у «Меданы», американцы пришвартовались, взяли судно на буксир и взошли на борт.

На верхней палубе они обнаружили мертвый экипаж. Почему умерли эти люди? На телах ни ран, ни повреждений, ни признаков какой-либо болезни.

Единственное сходство объединяло покойников: их лица, поднятые к небу, были искажены гримасой то ли большого ужаса, то ли страдания. Каждому, кто видел это, стало не по себе. Казалось, внезапная смерть набросилась на этих несчастных откуда-то сверху.

Осмотрев палубы, американцы в поисках груза, который везла «Медана», спустились в трюм – их удивил царящий внизу холод, никак не соответствующий погодным условиям. Буквально иней покрывал стены коридоров!

Пока американцы пытались осмотреться, кто-то из матросов крикнул, что корабль горит – с одной из палуб валит дым. Все тут же немедленно покинули судно. По команде капитана швартовы спешно обрубили - и вовремя. Потому что «Медана» взорвалась.

Столб огня взметнулся над кораблем, волна подбросила судно – и оно пошло ко дну вместе с мертвецами, забрав с собой тайну гибели экипажа.

А было ли судно?

Спустя много лет историю «Медана» вспомнили и обратились к документам, чтобы уточнить детали. И выяснилось нечто удивительное. Оказалось, есть только один официальный документ, который подтверждает подлинность загадочного происшествия. А именно: журнал Береговой охраны США, изданный в 1952 году. В нем приводилась история с терпящим бедствие кораблем-призраком.

Дальнейшее исследование темы показало, что судно Silver Star («Серебряная звезда») существовало на самом деле – морские архивы США содержат сведения о нем, как и о том, что в 1947 году, очевидно, после происшествия с «Меданой», «Звезду» продали компании «Грейс Лайн» и переименовали в «Санта Хуана».

А вот документов судна под названием «Оуранг Медан» не нашлось – ни в Международном морском реестре, ни в архивах Амстердама и Сингапура. Так был ли вообще такой корабль или вся история – типичная морская байка? Или того проще – выдумка сценаристов компьютерной игры?

Версии происхождения и гибели корабля

Некоторые источники упоминают брошюру «Das Totenschiff in der Südsee» («Корабль смерти в Южном море», автор: Отто Мильке), якобы опубликованную в Германии в 1953 году. В ней говорится, что «Медан» построили в Германии. В 1945 нацисты отправили его своим союзникам в Японию с грузом цианистого калия и нитроглицерином. Не осторожное обращение с опасным грузом и стало причиной смерти экипажа.

"SS Оуранг Медан" Еще целый.
"SS Оуранг Медан" Еще целый.

Другая версия – пожутче первой - предлагает считать, что «Медан» вез груз не из Германии, а из Японии – в США. Причем это было не что иное, как чудовищное бактериологическое оружие, разработанное в знаменитом «логове каннибалов» - Отряде 731, основанном в 1932 году японским бактериологом Сиро Исии. Этот людоед от науки проводил такие испытания на живых людях, что даже рассказывать о них – кровь в жилах стынет. Его собственные сотрудники не выдерживали: чтобы удерживать их в подчинении, приходилось постоянно подвергать их психологической обработке. В частности, главное правило, которому их учили неукоснительно следовать – всех подопытных, независимо от возраста, пола и происхождения они были обязаны называть «бревнами», чтобы не смели видеть в них людей.

Ученые из Отряда 731 были несомненными военными преступниками. И все же США предоставили им защиту – взамен на результаты исследований.

Версии любопытные, но в них больше конспирологии, чем правдоподобия.

Если нацисты отправили интересный груз еще в 1945 (а позднее уже вряд ли им кто дал сотворить такое), то где (и зачем) моталось судно целых два года - аж до июня 1947?

Версия про бактериологическое оружие из Японии и вовсе никак не согласуется с фактами: судя по тому, что экипаж погиб внезапно и быстро, почему не пострадали американские моряки, шаставшие по зараженной «Медане»? Кроме холода в трюме (откуда он, кстати, взялся?) никто ничего особенного не почувствовал и даже не чихнул. Зато судно взорвалось. От бактериологического оружия?

Так что, как ни крути, а придется обратиться к более приземленной, но зато более правдоподобной версии.

Версия почти «по науке»

«Медан» действительно был построен в Германии и отправлен в Японию. Но когда нацисты капитулировали, а на горизонте японских союзников замаячило конкретное поражение – немецко-фашистский экипаж судна решил не возвращаться на родину, а перейти на вольные пиратско-контрабандные хлеба. Где-то в Азии команда взяла на борт груз удобрений, а именно - нитрат аммония. Это вещество «двойного назначения» - может служить удобрением, а может быть использовано для производства взры*в*чатки.

Рассчитывать на твердую дисциплину команды и умелое руководство на корабле в таких условиях бессмысленно: груз закрепили кое-как, за судном следили плохо. В трюм могла попасть морская вода, нитрат аммония вступил с ней в химическую реакцию, выделился веселящий газ, опьянивший и сбивший с толку экипаж. Холод в трюме – признак реакции, проходящей с поглощением тепла. Если на борту была щелочь – мог образоваться аммиак, от которого люди просто задохнулись (отсюда и чудовищные гримасы на лицах).

Пожар и взрыв двигателя – закономерный итог халатности и несоблюдения правил перевозки опасных химических веществ.

Однако и эта версия останется лишь версией. Поскольку все доказательства покоятся на дне океана – и вряд ли когда-нибудь всплывут на поверхность.

-3