Путешествия по России – это не только про Москву, Петербург, Золотое кольцо и Байкал. Есть множество нераскрученных провинциальных городов с красивой архитектурой и самобытными музеями. Но в нашей культуре любить провинцию не принято. Тоска там зелёная и недостаток финансирования.
Знаете, в чем главное отличие Исторического музея в Москве от Эрмитажа в Санкт-Петербурге? В последнем хранятся сокровища, а в Историческом – преимущественно хлам. Вернее то, что когда-то было никому не нужным старьём. Концепция была такая. Один из его основателей, Иван Егорович Забелин, в свободное от работы время любил пройтись по барахолкам и выбрать экспонаты для будущего музея. Он понимал, что для истории материальная ценность предмета не имеет никакого значения. Важно то, что он отражает дух своей эпохи.
Поэтому я приглашаю вас в Краеведческий музей города Сердобска Пензенской области. Он не отличается богатством, зато может рассказать нам о важных и порой забытых страницах истории России.
Здание музея было построено на рубеже XIX и XX веков. Уже своим видом оно настраивает на встречу со стариной. Здесь когда-то находилась церковно-приходская школа. Видимо, благодаря недостаточному финансированию ему удалось избежать "улучшения" пластиком.
Одним из самых любопытных экспонатов музея является стол из имения князя Куракина в двадцати километрах от Сердобска. Чем же ценен стол с разбитой столешницей? Тем, что это кусочек эпохи, когда люди жили, ощущая себя равными древним мудрецам!
"Когда я буду в лучшем мире, я подойду не к нашим лучшим друзьям Цезарю и Цицерону. Мне хотелось бы поговорить с Конфуцием. Он кажется мне разумным человеком"
Это выражение принадлежит Екатерине II. Конфуций ей кажется разумным человеком. И хотя эта история начинается с конфликта императрицы и князя Куракина, они оба были людьми своего времени. XVIII век был богат на людей, для которых не было ни границ, ни авторитетов, ни финансовых ограничений.
А дело было так.
В 1700 году земли при слиянии рек Сердобы или Хопра были пожалованы Петром I князю Борису Ивановичу Куракину. Самым известным его потомком стал эксцентричный Александр Борисович Куракин, прозванный «Бриллиантовым князем». Его можно было бы назвать по-русски чудаковатым, но человеку с бриллиантами на пряжках башмаков слово «эксцентричный» подходит определенно больше.
В шестнадцать лет Александр остался круглым сиротой, и его воспитание взяла на себя бабушка княгиня Александра Ивановна Куракина и её брат Никита Иванович Панин, воспитатель сына императора Петра III и Екатерины II. Так судьба свела молодого князя с наследником престола.
Искреннюю привязанность к Павлу Петровичу Александр сохранил до конца жизни. Она же стала причиной того, что после воцарения Екатерины при дворе ему стали не рады. Как известно, отношения между императрицей и её сыном были очень напряженные. Александр Борисович вынужденно удалился в деревню, выбрав для проживания место на высоком берегу реки Сердобы.
Село, куда приехал князь, изначально называлось Борисоглебским. Было Борисоглебское, стало Надеждино. Как говорится, хозяин – барин. Видимо, надежда питала Куракина в первое время его изгнания. Первые девять лет он прожил в деревянном дворце. Роскошный каменный дом появляется, когда князь утратил всякую надежду:
«Я долго по неизвестной судьбе моей от сего строения удерживался, наконец, сад мой и продолжающаяся одинаковость в моих обстоятельствах меня решили…»
Строительство дворца началось осенью 1792 года. Автор проекта неизвестен, но есть основания предполагать, что им стал знаменитый архитектор Джакомо Кваренги, известный своими постройками в Москве и Санкт-Петербурге.
Во дворце были десятки парадных помещений, в которых было представлено всё самое лучшее и сразу: картины, вазы, мраморные скульптуры, бронза, французский фарфор. В Надеждине была даже мебель, принадлежавшая ранее Марии-Антуанетте. В её память Куракин соорудил павильон – небольшой домик с мраморным бюстом французской королевы внутри.
Александр Борисович был гостеприимным хозяином. Он предпочитал не ужинать (следил за фигурой?), но каждый день для гостей в десять часов вечера был готов роскошный ужин.
При этом на финансовом положении князя такой расточительный образ жизни не сказывался. В отличие от многих дворян того времени, он был рачительным хозяином и вёл свои дела лично. Вероятно, ему это просто нравилось. Умственная работа деятельному князю была необходима.
Про свою усадьбу Александр Борисович так писал брату:
«Если и не придется мне сим домом пользоваться и в нём жить, пусть же он останется здешнему месту прочным украшением и памятником обо мне»
И ведь ещё как украсил! Руины дворца впечатляют до сих пор.
Мораль: не место красит человека, а человек место. Иногда в буквальном смысле.