Мы еще с самых юных лет привыкли слышать не только о том, что "Советское - значит качественное", но еще и "немецкое - значит надежное". Вот согласитесь. Немецкий автомобиль - значит сто лет прослужит. Немецкая какая-нибудь кофеварка - никогда не сломается. Немецкий утюг - никогда не сгорит. Да миллион раз мы такое слышали от друзей, знакомых и родственников. Но ведь на самом деле, немецкие вещи, по крайней мере раньше, были довольно качественными, тут и спорить нечего. В этом были уверены и сами немцы, в том числе и в годы Великой Отечественной войны. Однако, реальность оказалось совсем иной.
Во-первых, насколько мы с вами знаем, немцы не планировали вообще воевать зимой. По их замыслу вся война должна была продлиться пару недель, максимум месяц. Но точно не до зимы. Собственно по этой причине немцев вообще не заботила проблема отсутствия печек в их танках. А проблема такая была. Скажу более того, встроенные обогреватели появились в их танках только лишь в 1944 году, когда исход войны уже был практически ясен. Не было обогревателей конечно и в наших танках, но наши бойцы находили выход из положения с помощью всевозможных хитростей.
"Для того, чтобы немного согреться в танке, мы додумались зажигать внутри большую керосиновую лампу. Хотя, когда мы проходили подготовку, нам строго запрещалось даже курить внутри машины. А теперь мы докатились до того, чтобы на полную мощность жечь керосиновую лампу, даже когда перед нами противник. Нужно благодарить Бога за то, что ни в одном из танков нашей роты ни разу не произошло несчастного случая из-за этой беспечности. Но правда были и другие побочные эффекты. Например, когда мы дремали внутри машины, то забывали про лампу, тяга в ней ослабевала и она начинала сильно чадить, как ненормальная. В итоге, мы все были похожи на трубочистов, а внутреннюю поверхность танков уже нельзя было назвать белой. Воздух внутри тоже оставлял желать лучшего и сегодня я просто поражен тем, что никто из нас тогда не задохнулся этими парами. Но, как у нас говорили, никто не погибал от плохого запаха, а вот замерзнуть реально можно было".
И это лишь один из способов согреться, который, как мы видим, не особо и помогал согреться. Еще одним, довольно излюбленным вариантом было просверлить в перегородке моторного отсека отверстие и вывести в кабину трубу. Через трубу в кабину, то есть то самое место, где находился экипаж, поступало тепло. Но был правда в этом способе один небольшой, но очень серьезный нюанс, который имел плачевные последствия. Вместе с теплом, через эту самую трубу могли поступать и угарные газы. А внутри закрытого помещения это чревато практически моментальной погибелью. И таких случаев, судя по архивам, достаточно, именно с немецкой стороны.
Но ведь похожие условия были и у наших бойцов. Как они в таких случаях поступали? Насчет того, чтобы выводить трубу внутрь кабины, я не встречал в мемуарах наших бойцов ни разу. Основной способ обогрева, который кстати использовали еще и в кабинах полуторок, возить ведро с углями. Раскаленный уголь остывает довольно долго. Ну а если еще и помещение, в которое его поставили, максимально закрыто, то оно довольно быстро нагревается. По себе знаю, потому как однажды был случай, когда испытывали такой способ обогрева, он очень действенный. Уже спустя время немцы выпытали у наших танкистов это нововведение и активно стали использовать у себя.
Так что, как видите, в этом плане немецкие танки не были "качественнее и надежнее" Советских, а даже наоборот. Да и смекалка у наших лучше работала. Одну из следующих статей тоже посвящу тому, почему немецкая техника была хуже нашей, а сейчас хочу подсветить вам одну небольшую историю. Наверняка многие из вас наслышаны еще и о том, что немецкие танки в морозы не заводились, в отличие от наших. Дело в том, что немецкие были на бензине, а наши на дизеле. Соответственно, немецкие в мороз и замерзали, в отличие от наших, да и горели на поле боя быстрее. Но почему танки на дизеле были у нас, если Рудольф Дизель, который изобрел то, что назвали его фамилией, был немцем? Не поддается логике, согласен.
Если в двух словах, то все дело в друзьях Дизеля. Он был знаком с неким Людвигом Нобелем, который хоть и был шведом, но родился и долгое время проживал в России. Людвиг - родной брат того самого Альфреда, в честь которого ежегодно вручают Нобелевскую премию. Кстати, именно в России впервые придумали вручать Нобелевскую премию за особые научные разработки. И сделано это было в честь как раз таки Людвига Нобеля. Но в России она не вызвала особой популярности, а вот спустя несколько лет ее аналог, но уже в честь Альфреда, в Европе возымел успех. Так вот, когда Дизель изобрел ту самую солярку, то его с немецкого рынка, грубо говоря, подвинули. И сделали это семейство Рокфеллеров, которые поставляли в Германию бензин в огромных количествах.
Дизель вроде попытался зайти через правительство, но ему непрозрачно намекнули на то, что бизнес будут делать только с американцами. И здесь, как нельзя вовремя, подоспела дружба с Нобелем, через которого и был налажен выпуск солярки уже в России. Далее началась Первая мировая война, но, как говорится, задел уже был сделан и на немцах жажда наживы очень сильно сказалась, но уже в годы Второй мировой.
Продолжение следует...
Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя.
Мой блог в Одноклассниках, там можете писать в личные сообщения, отвечаю сразу.
Канал в RuTube, там есть много моих авторских роликов и фильмов