Найти в Дзене
Немного Историк

Почему Наполеон запретил упоминать при дворе имя маршала Брюна?

Гийом Мари-Анн Брюн на протяжении всей службы отчаянно сражался за республиканские идеалы. Знаменательные победы на поле боя приносили славу не только ему, но и Первому консулу, который был олицетворением кипучей энергии и пламенного сердца молодого государства. За чередой успешных военных кампаний был не так заметен новый вектор политического развития Французской республики. В августе 1802 года Бонапарт добивается учреждения собственного пожизненного консулата. Такой политический финт привлек внимание генерала Брюна. Сразу же после подтверждения полномочий, Наполеон получает неприятную записку от Гийома, в которой генерал критикует действия Первого консула, интерпретируя их как путь к единоличному правлению, вопреки тысячам жертв, принесенных республиканскими солдатами. Бонапарту не понравился выпад Брюна, он отстраняет его от командования Итальянской армией и направляет послом в Константинополь. Перед отъездом Гийом, по просьбе своего давнего друга, революционного генерала, Томаса Дю

Гийом Мари-Анн Брюн на протяжении всей службы отчаянно сражался за республиканские идеалы. Знаменательные победы на поле боя приносили славу не только ему, но и Первому консулу, который был олицетворением кипучей энергии и пламенного сердца молодого государства. За чередой успешных военных кампаний был не так заметен новый вектор политического развития Французской республики. В августе 1802 года Бонапарт добивается учреждения собственного пожизненного консулата. Такой политический финт привлек внимание генерала Брюна.

Лицо Наполеона, узнавшего, что какой-то республиканский генерал осуждает его действия.
Лицо Наполеона, узнавшего, что какой-то республиканский генерал осуждает его действия.

Сразу же после подтверждения полномочий, Наполеон получает неприятную записку от Гийома, в которой генерал критикует действия Первого консула, интерпретируя их как путь к единоличному правлению, вопреки тысячам жертв, принесенных республиканскими солдатами. Бонапарту не понравился выпад Брюна, он отстраняет его от командования Итальянской армией и направляет послом в Константинополь. Перед отъездом Гийом, по просьбе своего давнего друга, революционного генерала, Томаса Дюма, становится крестным отцом будущего великого французского писателя, Александра Дюма.

Находясь в османской столице, Брюн сближается с султаном Селимом III. Несмотря на свое отношение к монархии, Гийом понимал, что Турция, на данном этапе, один из самых перспективных союзников Французской республики. Гийом Мари-Анн Брюн занимался не только дипломатическими вопросами, но и активно делился своим военным опытом с правителем Османской империи, помогая реорганизовать турецкую армию на европейский манер. Пока один из самых ярых республиканцев находился в Константинополе с дипломатической миссией, Наполеон реорганизовал республику в империю и из Первого консула превратился в полноценного монарха.

Эта гиффка сама сюда просилась...
Эта гиффка сама сюда просилась...

Стоит признать, не все генералы Французской республики с радостью восприняли новости из столицы. Наполеон понимал, что его поступки, мягко говоря, диссонируют с первоначальными идеями революции, поэтому постарался приблизить к себе наиболее влиятельных и талантливых военачальников. Гийом Мари-Анн Брюн оказался в их числе, став 9-ым в списке маршалов императора. Несмотря на новое звание его не приглашают обратно в Париж, вероятно, Наполеон все еще сомневался в прочности своей власти. Заветную весточку о возвращении в столицу, Брюн получает лишь 13 июля 1804 года вместе с Большим крестом ордена Почетного легиона.

После возвращения Брюн занимается административной работой в Париже. Наполеон все еще недостаточно доверял маршалу-республиканцу, остерегаясь вверять ему в распоряжение даже небольшую дивизию. Брюн периодически высказывал недовольство реорганизацией республики в империю, но выполнял свои задачи усердно.

Памятуя о защите Батавской республики Брюном в 1799 году, Наполеон решил применить таланты маршала на деле и допустил к планированию высадки на туманный Альбион, назначив Гийома главнокомандующим армией Океанского побережья 2 сентября 1805 года, но после Трафальгарского сражения, в котором британцы наголову разбили флот императора, от высадки пришлось отказаться, а армию Океанского побережья преобразовать в Великую армию для участия в Войне третьей коалиции.

Гравюра с маршалом Брюном. В молодости у него были шикарные пышные волосы, но вместе с маршальским жезлом пришло облысение.
Гравюра с маршалом Брюном. В молодости у него были шикарные пышные волосы, но вместе с маршальским жезлом пришло облысение.

С началом новой войны, Гийом Мари-Анн Брюн остался не у дел, что также не способствовало его лояльности. Принимая во внимание влияние маршала и его боевые заслуги, Бонапарт не мог просто так избавиться от влиятельной политической фигуры, открыто пропагандирующей республиканские идеи, поэтому назначил его губернатором ганзейских городов в 1806 году. Этот необычный шаг можно очень просто объяснить, политическое устройство городов было симпатично маршалу-республиканцу, а с точки зрения географического расположения, вокруг находились ненавистные монархии, так что Брюн оказался в привычной обстановке. Кроме того, Бонапарт рассчитывал, что непокорный маршал будет понемногу приобщаться к роскошной жизни, а перспективные и преуспевающие города будут способствовать его обогащению, связав Гийома с империей цепями личного интереса.

Как оказалось, солидный пост губернатора ганзейских городов не помог склонить Гийома к положительному восприятию действий Наполеона. Маршал все еще сетовал учреждению империи и в частных беседах не гнушался называть Бонапарта бессовестным узурпатором, погубившим идеи Великой Французской революции.

Еще одна гравюра с Гийомом, правда, в республиканском мундире.
Еще одна гравюра с Гийомом, правда, в республиканском мундире.

Для императора Брюн был карикатурным республиканцем, который не понимал всю важность происходящих событий. Расхождение во взглядах на политическое устройство Франции нисколько не умаляло заслуг маршала, но по мере того, как его голос становился все громче, Наполеон чаще задумывался над тем, чем занять своего военачальника-республиканца.

9 октября 1806 года началась Война четвертой коалиции, в которой Гийом Мари-Анн Брюн получил приказ завоевать шведскую Померанию во главе наблюдательного корпуса Великой армии. Маршал-республиканец как всегда действовал успешно, в течение двух месяцев он захватывает крупный город Штральзунд, а затем высаживается на острове Рюген.

Стремительность наступления корпуса Гийома Мари-Анн Брюна и общие успехи Великой армии способствовали капитуляции нескольких государств-участников Антифранцузской коалиции на севере, среди которых была и Швеция. Император поручил маршалу подписать договор со шведским троном, ведь встреча с королем Швеции в роли победителя, представлялась отличной возможностью потешить самолюбие маршала-республиканца.

Но все пошло немного не по плану Наполеона. 7 сентября 1807 года Гийом Мари-Анн Брюн встретился с королем Швеции, Густавом IV Адольфом, и подписал акт о капитуляции. В тексте документа, составленном Брюном, упоминалось не «армия Его Императорского и Королевского Величества», а «французская армия». В этой незначительной «опечатке» скрывался политический манифест маршала-республиканца. Наполеон, испытывавший серьезные проблемы с общеевропейской легитимностью, пришел в ярость, узнав о действиях Гийома. Откровенно говоря, это был настоящий плевок в сторону императора, который Бонапарт не мог стерпеть.

-5

После выходки Брюна, Наполеон отправляет его в «почтенный отпуск» на неопределенный срок, оставив маршальское жалование и все регалии. Поступок Гийома настолько разочаровал Бонапарта, что тот запретил любые упоминания маршала-республиканца при императорском дворе.

Император вспомнит о Брюне только после возвращения с острова Эльба, но это уже совсем другая история, о которой я расскажу в следующей статье.

Предыдущая серия:

Самая первая серия: