Здесь похоронены храбрецы, участвовавшие в освобождении этих городов. Пройдут годы. Забудутся страшные месяцы войны. Люди отстроят новые города, новые школы, новые клубы. Красивей, больше прежних станут наши города.
Они отдавали самое дорогое - жизнь!
Переворачивая листы истории невольно ловишь себя на мысли, что история развивается по спирали.
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 31 января 1942 г., суббота:
Смерть и бессмертье
Немцы закапывали своих мертвецов не на кладбищах, не в сторонке, нет, на главных площадях русских городов. Они хотели нас унизить даже своими могилами. Они думали, что завоевывают русские города на веки веков, Малоярославец должен был стать «Клайн-Ярослав», а Можайск «Мошайскштадтом». Они рассчитывали, что на площадях русских городов будут выситься памятники немецким солдатам. Они хотели, чтобы вшивые фрицы, налетчики и насильники покоились рядом со Львом Толстым. Парад мертвецов на чужой земле не удался: ушли живые, ушли и трупы — не место немецким могилам на площадях русских городов.
Пядь за пядью, город за городом мы очищаем нашу землю от насильников. Это подвиг, нет ему равного. В тяжелой борьбе гибнут многие наши герои. Мы должны благоговейно сохранить память о них. Мы должны похоронить их останки с воинскими почестями. Мы должны заботливо сохранить священные могилы.
Я был на погребении бойца. Бойцы шли на запад. Это было короткой остановкой, полной значения. Трижды потряс воздух прощальный залп. На глазах у мужественных бойцов выступили слезы. Коротко сказал над могилой комиссар: «Прощай, товарищ! Прощай, друг! Ты погиб смертью храбрых. Ты погиб, освобождая родину от смерти. Мы идем дальше — на запад. Каждый из нас пошлет врагу пулю и за тебя. Память о тебе будет с нами. С нами ты пойдешь дальше — в Смоленск, в Минск, в Берлин...»
На площадях Малоярославца и Можайска я видел святые могилы: здесь похоронены храбрецы, участвовавшие в освобождении этих городов. Пройдут годы. Забудутся страшные месяцы войны. Люди отстроят новые города, новые школы, новые клубы. Красивей, больше прежних станут наши города. В сердце освобожденных городов останутся дорогие памятники. И мать, показав ребенку на цоколь с начертанными именами, скажет: «Вот, Петя, кто тебя спас...» И в поле колхозницы почтут одинокую могилу красноармейца. Вокруг нее расступятся колосья. Ее не тронет время.
Забвенью будут преданы имена немецких захватчиков, погибших на чужой земле. Немецкий народ будет молить другие народы: «Забудьте о них». Но бессмертны имена наших павших героев: каждый из них, умирая, воскрес в других, в братьях и в детях, в народе. Перед нами еще живые немцы. Но они уже мертвы. Они умерли в тот день, когда начали свое низкое дело виселиц, грабежей и пыток. Никто их не помянет добром, ни у нас, ни в Германии.
Наши бойцы, павшие на поле брани, победили не только врага, они победили смерть. Они погибли за близких, за друзей, за свою маленькую деревню и за нашу необъятную страну. У сирот найдутся матери — все женщины России. У бездетных будут потомки — весь русский народ. (Илья ЭРЕНБУРГ)
В Киеве залили цементом Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата
К событиям 2022 года фашисты шли планомерно!
Памятник Вечной славы на Могиле Неизвестного Солдата, у подножия которого горел Вечный огонь, был открыт в Киеве в 1957 году. К обелиску ведет аллея Героев, на которой расположены могилы военных, погибших в годы Великой Отечественной войны, — от Неизвестного Солдата до генерал-полковника Михаила Кирпоноса, командовавшего в 1941 году Юго-Западным фронтом и погибшего в ходе боев в окружении. Среди похороненных у мемориала — 12 Героев Советского Союза.
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1942 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.