Найти в Дзене

Если любишь, отпусти...

Что мы знаем о любви? Что это приятно, но часто больно. Что любовь окрыляет, но лишает свободы. Любовь как бы жертвенна, но как бы эгоистична. Вспомните песни, романы, фильмы о любви. Варианты любовных переживаний и романтических па могут быть разными, но есть во всех этих историях один общий неспецифический момент. Речь идет о жгучем непреодолимом желании безмерно обладать объектом своей любви. Степень «безмерности и непреодолимости» может варьировать и напрямую зависит от уровня личностного развития, но само это желание есть всегда, независимо от вида любви – детская, родительская, партнерская, дружеская. Исключения есть, но большинство гражданского населения к ним не относится. Больше всего о любви знают дети. Чистая привязанность, боль разлуки и сострадание, готовность жертвовать. Дети любят искренне и сильно, но в силу их нормативного эгоцентрического мышления не понимают и не чувствуют позиции другого человека (зверя, рыбы, птицы, игрушки). И им особенно трудно отпускать, расс

Что мы знаем о любви? Что это приятно, но часто больно. Что любовь окрыляет, но лишает свободы. Любовь как бы жертвенна, но как бы эгоистична.

Вспомните песни, романы, фильмы о любви. Варианты любовных переживаний и романтических па могут быть разными, но есть во всех этих историях один общий неспецифический момент. Речь идет о жгучем непреодолимом желании безмерно обладать объектом своей любви. Степень «безмерности и непреодолимости» может варьировать и напрямую зависит от уровня личностного развития, но само это желание есть всегда, независимо от вида любви – детская, родительская, партнерская, дружеская. Исключения есть, но большинство гражданского населения к ним не относится.

Больше всего о любви знают дети. Чистая привязанность, боль разлуки и сострадание, готовность жертвовать. Дети любят искренне и сильно, но в силу их нормативного эгоцентрического мышления не понимают и не чувствуют позиции другого человека (зверя, рыбы, птицы, игрушки). И им особенно трудно отпускать, расставаться. Но именно в детском возрасте полезнее всего усваивать уроки СВОБОДЫ – своей и чужой.

Однажды моей маленькой дочке подарили гусеницу. Настоящую, живую, лохматую! Мечта, а не гусеница… Красотку назвали Гусей и определили ее в ящик с клубничными кустами для проживания, питания и дальнейшего окукливания.

Чудо – существо приводило ребенка в восторг, страстно поглощая листья и забавно скручиваясь в колечко от прикосновения к ее пушистой спинке. Мы жили ожиданием рождения бабочки, мечтали о том, как выпустим ее на волю, чтобы у нее появились «маленькие гусенята».

Но в самом разгаре наших фантазий Гуся «слегла». Сутки она суетилась, пытаясь выбраться из своего клубничного рая, а потом вдруг затихла. Она лежала на одном месте и быстро худела.

Я боялась, что Гуся погибнет на глазах у ребенка и психологические последствия будут ощутимыми. Понятно, что это «всего лишь гусеница, птицы едят их сотнями, люди топчут их тысячами». Но для малыша это не просто гусеница. Это ЕГО Гуся, его питомец и друг. И понимать, что живое существо погибло по нашей вине (а не по птичьей и не по ежиковой) – так себе ощущения.

-2

В попытках спасти Гусю я добыла кое-какие сведения о жизни лохматых гусениц и поняла: наш питомец не болен. Просто гусеницы этого вида зимуют под снегом и превращаются в бабочек примерно к лету. А у нас – ноябрь. Гуся готовится впасть в зимний анабиоз. Стало ясно, что в квартире гусеница не перезимует, так как условия ей нужны совершенно другие.

Мы ломали голову, как можно дать гусенице перезимовать у нас дома без риска для ее гусеничного здоровья. Перебрали кучу вариантов, но ни один не был удовлетворительным.

Вывод: Гусю необходимо выпустить на волю в ее естественную среду обитания.

Вопрос: как сказать об этом ребенку и убедить расстаться с любимцем?

Ответ: сказать - честно. Убедить – через любовь.

Я не приветствую долгих прелюдий, поэтому сказала коротко и однозначно: если гусеницу не отпустить, то она погибнет. Глаза ребенка наполнились слезами:

- Но я не хочу с ней расставаться, это же мой друг.

- А ты хочешь, чтобы она мучилась и погибла?

- Нет. Но если ее отпустить, то мы не увидим, как она станет бабочкой. Она же не прилетит ко мне, она меня забудет.

- Малыш, если ты кого-то любишь, то хочешь, чтобы ему было хорошо, чтобы он был счастлив. А Гуся будет счастлива только на воле.

Кто-то скажет, что это жестко. Отвечу, что ребенок должен научиться справляться со стрессом вынужденной разлуки в пользу ДРУГОГО (и лучше на гусенице), иначе в будущем он будет считать, что предмет его любви – его собственность, существо, которое он имеет право контролировать, управлять им, забирая свободу. Ребенок научится уважать чужую, даже такую маленькую хрупкую жизнь. И такую хрупкую свободу.

Ребенок мой после разговора ушел к себе в комнату – разрешать тяжелый внутренний конфликт, болезненно преодолевая свой нормативный детский эгоцентризм.

Через некоторое время малышка пришла ко мне и, всхлипывая, сказала: «Мама, я хочу отпустить Гусю». Видно было, каких огромных волевых усилий стоило ей это решение. Сказала и ушла.

Еще через час она вернулась: «Мама, я не правильно сказала. Я не хочу отпускать Гусю. Но я ее отпущу, потому что ей так будет лучше».

Дальше мы обсудили, где именно мы ее выпустим и когда. Дочка полностью приняла ситуацию.

И вдруг! Многие знают что часто случается так, что, когда перестаешь что-то или кого-то удерживать, оно (он, она) вдруг никуда не исчезает. То есть, стоит расслабиться, как проблема разрешается сама собой.

Вдруг выпал снег. И выпустить гусеницу мы физически не смогли.

Зато мы придумали, как оставить ее у себя. Немного суеты, и на балконе был сооружен специальный контейнер, в котором мы сымитировали условия, нужные гусенице – земля, листья, утеплитель вместо снега.

И теперь мы с нетерпением ждем весеннего солнца и пробуждения Гуси. А дальше – бабочки и маленьких гусенят.