Найти тему

Усадьба Покровское-Стрешнево. Истории людей. На заре туманной юности

И снова рассказ о дачниках Покровского. Я была удивлена, узнав, что свою "Историю" здесь писал не только Николай Карамзин, но и Сергей Соловьёв. Но, впрочем, рассказ не об отце Соловьёве, а о сыне - Владимире. Да-да, том самом Владимире Соловьёве, которого называют первым русским философом.

Владимир Соловьев родился зимой 1853 года. Появился он на свет семимесячным и свою впечатлительность впоследствии объяснял именно этим. Его отец — известный историк Сергей Михайлович Соловьев — был человек уважаемый, либеральный и крайне умеренный, как писали о нем современники. Ученик Грановского и учитель Ключевского, он преподавал историю сыну императора Александра II — юному Александру III, занимал пост ректора Московского университета.

Между тем в семье было двенадцать детей. Мать следила за домом и старалась делать всё, чтобы дети не отвлекали отца от его дел. Мальчиком Володя был периодически просто неудержим и не отказывал себе в удовольствии пошалить, любил "опасности и утехи". И шалости удавались.

-2

Как и многие московские семьи в середине XIX века семья историка Сергея Соловьёва снимала на всё лето дачу. Именно у нас в Покровском-Стрешневе. Как говорили - "У княгини", хотя старая хозяйка уже ушла в мир иной, а новому хозяину было всё равно до дачников, лишь бы домки не простаивали...

Дача в Покровском впервые была снята в самом начале 1860-х годов, а дальше снималась постоянно десятилетия. В то время подмосковные дачи располагались вдоль дороги рядом с простыми деревенскими избами. Дачи снимали две друживших между собой семьи: Соловьёвых и Лопатиных. Отрочество философа Владимира Соловьёва как раз пришлось на летние каникулы на даче в Покровском.

Впервые Володя почувствовал здесь "воздух свободы" когда был гимназистом. Потом это ощущение так и не прошло, а слова "дача, Покровское" были равны словам " свобода передвижений и независимость".

Бывало, что гимназист Володя с друзьями-одногодками, по его словам, наводил ужас на покровских обывателей. Ватага неугомонных подростков иногда просто хулиганила.

Иваньково. Купальня на реке Химка.
Иваньково. Купальня на реке Химка.

Сам Владимир Сергеевич потом так опишет самое "нестрашное" баловство:

«Цель нашей деятельности за это время состояла в том, чтобы наводить ужас на Покровских обывателей, в особенности женского пола. Так, например, когда дачницы купались в протекающей за версту от села речке Химке, мы подбегали к купальням и не своим голосом кричали: „Пожар! Пожар! Покровское горит!“. Те выскакивали в чем попало, а мы, спрятавшись в кустах, наслаждались своим торжеством».

Да... наверное действительно было смешно смотреть как выскакивали мокрые купальщицы в облепивших их тела рубашках...

Ещё одним развлечением неугомонной ватаги было изображать привидение.

"А то мы изобретали и искусно распространяли слухи о привидениях и затем принимали на себя их роль. Старший Лопатин (не философ), отличавшийся между нами физической силою и ловкостью, а также большой мастер в произведении диких и потрясающих звуков, сажал меня к себе на плечи верхом, другой брат надевал на нас обоих белую простыню, и затем эта необычайного вида и роста фигура, в лунную ночь, когда публика, особенно дамская, гуляла в парке, вдруг появлялась из смежного с парком кладбища и то медленно проходила в отдалении, то устремлялась галопом в самую середину гуляющих, испуская нечеловеческие крики. Для других классов населения было устроено нами пришествие антихриста. В результате мужики не раз таскали нас за шиворот к родителям, покровский священник, не чуждый литературе, дал нам прозвание "братьев–разбойников", которое за нами и осталось, а жившие в Покровском три актрисы, г–жи Собещанская, Воронова и Шуберт, бывшие особым предметом моих преследований, сговорились меня высечь, но, к величайшему моему сожалению, это намерение почему‑то не было исполнено".

Вид Покровского поменялся ещё при дачной жизни здесь Владимира Соловьева. Около 1880 года на средства одного из дачников, П.П. Боткина, к церкви Покрова (настоятель которой дал Соловьеву и Лопатиным прозвище братьев-разбойников) пристроили трапезную. Почему разбойников? С этим связана ещё одна, я бы всё-таки сказала, совсем не смешная история. Но у неё была своя первопричина...

Ещё девятилетним мальчиком Владимир Соловьёв увидел Богородицу. Видение было таким ощущаемым, что ли, что это внесло в душу мальчика значительные изменения. В 13 лет Соловьев испытал жестокие религиозные сомнения. Воспитанный в умеренности и благонравии, развитый не по годам, колоссально много читавший, он болезненно переживал отречение от детской наивной веры. Отрекался Соловьев горячо и неистово: "…совестно вспоминать, - писал он, - какие глупейшие кощунства я тогда говорил и делал".

Друг детства, в будущем коллега по философскому цеху Л.М. Лопатин, вспоминал о дачном покровском лете, когда Соловьёв начал бунтовать против сего и всех:

"Помню, как мы однажды, гуляя в Покровском-Глебове, забрели на кладбище. Соловьев, в припадке бурного свободомыслия, к великому смущению и даже перепугу моему и моего брата, повалил на одной могиле крест и стал на нем прыгать. Это увидел местный мужик, прибежал к нам и начал нас бранить из последних слов. Хорошо, что дело окончилось только этим"
Современная смотровая площадка на прудах в Покровском-Стрешневе. Фото из открытых источников интернет
Современная смотровая площадка на прудах в Покровском-Стрешневе. Фото из открытых источников интернет

Но всё когда-нибудь заканчивается. Как дачное гимназическое лето, которого всегда ждал Владимир Соловьёв с нетерпением...

Он повзрослел, перестал бунтовать открыто и бескомпромиссно. Его время стал занимать университет и обучение уже в нём.

В 1873 году с молодым Владимиром Соловьёвым познакомился Фёдор Михайлович Достоевский. Именно с него - убеждённого в своём нигилизме, но при этом глубоко религиозного человека, напишет потом писатель образ своего Алёши Карамазова. Жена Ф.М. Достоевского Анна напишет потом в своих мемуарах:

«Впечатление он производил тогда очаровывающее, и чем чаще виделся и беседовал с ним Фёдор Михайлович, тем более любил и ценил его ум и солидную образованность».
С.М. Соловьёв. Фото 1899 года.
С.М. Соловьёв. Фото 1899 года.

Гораздо позже впоследствии В.С. Соловьев заезжал сюда к своим друзьям - они занимали дом, находившийся уже в другом месте, в глубине усадебного парка, так называемую Берсову дачу, ту куда когда-то к своей невесте приезжал литератор граф Лев Николаевич Толстой. Но это уже были поездки в гости ко взрослым людям такого же взрослого, состоявшегося человека, который, приехав на место своих подростковых проказ, вспоминал их с лёгкой грустью и смущением...

Основатель русской философской школы пугал дачниц в Покровском-Стрешневе

Лайки помогают развитию канала!