Найти в Дзене

Экономика и Демография России. Часть 2. Автомобилестроение и кибернетика.

В предыдущей статье мы рассмотрели самые общие вопросы экономики и демографии России и всё равно введение получилось довольно объёмным. Теперь будем поэтапно конкретизировать ситуацию. Помятуя тезис Карла Маркса о том, что бытие определяет сознание, в первой половине цикла основное внимание уделим материальной части, экономике, а конкретные вопросы демографии оставим на заключение. Пока отметим, что если возможность человека приобрести жильё, обуть, прокормить детей, здоровый образ жизни, занятия сельским трудом положительно влияют на демографию, то по уровню автомобильной оснащенности такой положительной обратной связи нет. Это легко видеть по статистике разных стран. Поэтому обращаясь к гражданам России хотелось бы посоветовать, что если вы наёмный работник, не засаживайте деньги в дорогую иномарку, тем более в авто кредит, лучше потратить деньги на семейный отдых на природе, санаторно- курортный отдых и лечение. Ведь если вы потеряете здоровье, вас всё равно вышибут из вашей организации, и мнимый престиж от иномарки вас не спасёт.

-2

Из предыдущего абзаца можно сделать вывод по поводу авто рынка, когда он растет это хорошо, но когда он падает, можно поднять руку, опустить и сказать, ну и ... с ним! Более того, на этом фоне выглядит крайне странной политика руководства России по притаскиванию в страну так называемого производства по сборке чужих авто комплектов. То есть наиболее технологичная и прибыльная часть остается там, а нам достается работа для самых тупых. Это имело бы смысл в том случае, если наши граждане выезжают за рубеж в соседние государства в поисках работы и их надо хоть чем-нибудь занять. Но ситуация обратная, в тех отраслях, где у нас собственные компетенции близки к 100%, кадров не хватает, а мы зачем-то собираем чужое. И я не соглашусь, что в нашем автопроме нет достижений, вспомним некоторые положительные моменты и наметим новые.

-3

Пик выпуска автомобилей Волга ГАЗ-21 пришелся на 60е годы 20 века и для своего времени это была очень удачная модель. Плавный ход, отличная амортизация, высокий солон, вполне приличная для тех времен скорость, всё это неотъемлемые черты этой Волги, которая стала символом эпохи и была воспета в фильме- комедии "Берегись автомобиля". В гораздо более поздние времена мне довелось по работе поездить на Land Cruiser & Audi, ничего не скажешь, шикарные салоны, мощные машины, но впечатление от Волги ГАЗ-21 как не о монстре, но о невероятном уюте и гармонии формы и содержания сохранилось.

-4

Пик выпуска автомобилей ВАЗ-2109 пришелся уже на 90е годы 20 века, машина сделана несколько топорно, но народу она понравилась своей скажем так приёмистостью и в 90е годы на ней гоняли только в путь. Её популярность нашла признание в песне "Твоя вишнёвая девятка совсем свела меня с ума". Из продукции ВАЗ надо назвать и едва ли не самый дешевый внедорожник в мире, легендарную Ниву, несмотря на скромные габариты, на вязких косогорах она не уступает, а зачастую и превосходит многие шикарные иномарки-внедорожники.

-5

Вот знаете, когда бюджет не ограничен, сделать шикарную машину со всевозможными наворотами проще чем сделать совсем дешёвый автомобиль, который был бы тем не менее востребован. Едва ли не самая оригинальная конструкция во всём мировом автопроме, двигатель расположен в багажнике с кратчайшим задним приводом и боковыми воздухозаборниками для для охлаждения. Несмотря на невзыскательный внешний вид и очень скромные габариты, народ тепло принял Запорожец, назвали "Ушастым" и говорили так, ушастый он всюду пройдёт.

-6

Весьма гордо выглядит правительственная чайка. Многим понравился Москвич 2141, один житель неподалёку переделал логотип на "Космич" и поддерживает машину до сих пор. Автомобили Волга ГАЗ-21, Запорожец, Чайка, можно назвать по-настоящему оригинальными и раритетными, автомобили АВТОВАЗ с некоторыми усовершенствованиями удачно перешли в более современные модели. Пожелаем владельцам раритетных автомобилей сохранить их для истории и кино, на этом краткий экскурс в историю завершим и вернёмся в современность.

-7

Мэр Москвы С.С. Собянин сделал очень много для развития транспортной инфраструктуры города и всё же в вопросе возрождения бренда "Москвич" пошел по самому примитивному пути - взял готовый китайский автомобиль на сборку и прикрепил к нему шильдик Москвич. Между тем варианты есть и с хорошей степенью проработки по созданию действительно Российского автомобиля. Прежде всего заметим, что российские власти в целом и Москвы в частности стараются прессовать граждан в сторону приобретения электромобилей. Но хотелось бы обратить внимание руководства, что граждане например при использовании электросамокатов гораздо чаще выбирают прокат чем приобретение в личное пользование. Вам это ничего не подсказывает? Дело в том, что в личном пользовании электромобиль крайне неудобен. Если вы поехали на рыбалку в Астрахань или любое дальнее Кукуево и он там разрядился, то вы там и будете куковать, да и в городе вы будете на зарядке тратить гораздо больше времени, чем при заправке бензином, вы заболели, оставили автомобиль рядом с домом, бензина в баке останется столько же сколько и было, а в электромобиле опять происходит медленный саморазряд, а далее ещё и зимние условия и это не западная Европа, а Россия. Все эти проблемы с зарядом саморазрядом, падением мощности зимой приводят к непродуктивным потерям времени, а у людей его итак не хватает. Я это всё к тому, что наиболее перспективным в этом плане является электроробототакси. Обосную - 1. Вопросы зарядки, обслуживания решает таксомоторная фирма. 2. Для робота управление электромобилем проще, слбых узлов и отказов меньше, что важно для этого направления. 3. Гражданин экономит время - не отвлекаясь на вождение он может удаленно работать, например подготовить на ноутбуке смету, а по прибытию на работу включиться в общение с коллективом и заказчиком. И даже устроить режим видеоконференции не отвлекаясь ни на других пассажиров ни на водителя. 4. Не будем забывать о тарифах, мероприятие, в котором один человек везет другого не может быть дешёвым и электроробототакси поможет эти затраты сократить.

-8

среди электромобилей российского производства можно отметить Атом от компании КАМАЗ и уже довольно забытый ё-мобиль. Что касается Атома, то КАМАЗ конечно может попробовать выйти с ним на потребительский рынок, но полезнее заняться своим прямым делом, например наладить выпуск грузовиков для магазинов 5тонн с подъёмником для товаров. Что касается ё-мобиля, то с одной стороны разработка интересная, но чтобы сбывать авто с гибридным двигателем нужна торговая сеть по всему миру, которой у нас нет. Так что это движение не в ту степь. Сейчас самое оптимальное, чтобы правительство Москвы взяло эту разработку под своё крыло и довело её до уровня электроробототакси. Кроме того, поскольку беспилотное такси разрабатывается государственными структурами правительство Москвы может стать правообладателем электроники беспилотного Такси и возможности для этого у него есть.. Хотелось бы конечно, чтобы бренд Москвич получил действительно Российское содержание.

-9

Так каким же должно быть электроробототакси, которого пока ни у кого ещё нет? Сообщаю конкретно - очень короткий капот, в котором фактически только автоматическое управление, двигатель по примеру Запорожца (вот пригодилось) сзади и естественно задний привод, багажника вообще никакого нет, поскольку рулить не надо, один ряд сидений, 3места, пассажиры заходят, ставят сумки, вещи перед собой и никто ничего не забывает, для этого служит увеличенное расстояние от сидений до торпеды и для безопасности тоже. Электрические батареи в полу. Габариты по длине и ширине примерно 3.8 * 1.9 метра, образно говоря диван на колёсах с автоматическим управлением.

-10

Добавим немного о перспективах электроробототакси. Допустим заказчик берет такую машину в каршеринг, он может использовать её как передвижной офис или для личных поездок, при этом у него полное впечатление как от личного автомобиля, ему никто не мешает, не надо отвлекаться на вождение и нет забот по зарядке и обслуживанию. Картина на дорогах в ближайшем будущем изменится, значительную часть потока будут составлять электроробототакси, а парк такси возрастет кратно. Пока у роботов большие проблемы как разъехаться внутри дворов - можно предусмотреть парковочные места рядом с домом, в такси крайне редко ездят больше трёх пассажиров, но если есть необходимость вывезти гостей со свадьбы или юбилея, можно заказать микроавтобус с водителем. Можно стимулировать фирмы такси для перехода на электро роботы для снижения выбросов и тарифов. Как сообщалось по радио, фирмы такси уже обязали приобретать машины для обычных такси только у российских производителей возможно далее введение налога на такси с двс. Так что перспективы у электроробототакси хорошие и будем надеяться, что движение, которое началось в Москве в эту сторону, завершится успешно полностью Российским брендом "Москвич".

-11

Конечно при раскрытии этой темы нельзя обойти вниманием многолетнего лидера отечественного автомобилестроения - АВТОВАЗ. Сейчас предприятие передано под управление Автомобильному институту. В связи с уходом иностранных участников из России предприятие для устойчивой работы можно сделать снова полностью Российским, расторгнув прежние договоры о продаже акций. Они зарятся на наши активы, они могут получить их часть в обмен на акции. Сколько действительно можно всё морозить и здесь и там. Некая польза от французов была, они сразу выгнали так называемых топ-менеджеров. Алешин оставил о себе плохие отзывы и ушел с золотым парашютом и остальные были не лучше. Так какие же проблемы у предприятия сейчас? Если не считать неких внутренних, то в основном две. 1. Неясная ценовая политика. Если считать цену на лада Гранта официально 700-740 тыс. рублей оправданной, то цена на Весту даже после официального снижения до 1450тыс.руб. не вполне ясна. Действительно, если взять оценочно увеличение длины*ширину (высота остается неизменной) - 1.414* 1.038= 1.08 то есть увеличение площади внешней поверхности корпуса произошло на 8%, увеличение массы на 6%. Но это расход по материалам, автомобиль это не бетон, здесь основная стоимость находится в трудоемкости, так в этом по многим параметрам Гранта и Веста просто совпадают - те же нормочасы по установке сидений и обшивки, той же сложности двигатель с распределенным впрыском, 16 клапанами. Откуда тогда увеличение цены в 2раза?! Да и за рубежом не бывает такого, чтобы при переходе с Q4 на Q5 цена возрастала вдвое, Остается впечатление, что заводоуправление пытается таким образом покрыть расходы на поддержание слишком большого ряда модификаций.

-12

В этом плане можно заметить, что наиболее убедительной версией Гранты является лифтбек и фактически только её и надо оставить. Модификации универсал и седан для габаритов Гранты выглядят жалко, в основном их покупают граждане, для которых не важен имидж их автомобиля, цена вопроса, деньги на бочку и всё. Но при этом нельзя забывать, что главную рекламу создают автомобили на дорогах и нелепые модификации заставляют сомневаться в бренде в целом. По опыту мирового автомобилестроения модели в минимальных габаритах чаще всего имеют одну наиболее оптимальную модификацию, вся эта суета с многими версиями не ведет к росту продаж. Но тут Генеральный директор АВТОВАЗ Максим Соколов заявил о планах запуска в производство модели Искра вместо Гранты. Причем скорее всего речь идет об оставленных ещё французами планах унификации платформы Лады с другими моделями Рено. Ничего хорошего для АВТОВАЗ эти планы не сулили: многие критические детали, электроника должны были поставляться из-за рубежа, АВТОВАЗ превращался фактически в сборочную площадку. Зачем воплощать эти гадкие планы Рено, тем более что они ушли из России, а ещё заменять самую продаваемую модель на более дорогую, которая будет продаваться неизвестно как, это надо просто с дуба рухнуть. И причем здесь Искра для авто с двс, это видимо в голове что-то замкнуло. Вообще Лада Гранта лифтбек с двигателем 21129 1.6л., 16клапанов, 106л.с. это наиболее доведенная до ума модель, небольшая, но стильная, достаточно резвая (более мощный двигатель возможно и не к чему - все авто с малой колёсной базой на скоростях 120км/час и выше уже ведёт). Так что неизвестно, возможно в эконом классе с двс ничего лучшего создано и не будет, поэтому скажем так Лада Гранта лифтбек FOR EVERY!

-13

Более актуальным представляется доведение до ума Лады Веста. Для этой модели уже версии седан, универсал - кроссовер являются убедительными. С одной стороны конструктора в обновленной Весте преуспели в оформлении - это хорошо. Но с другой стороны нельзя полностью игнорировать мнение автолюбителей, что двигатели для Весты являются слабыми, особенно для версии кросс. В этой модели надо сделать более убедительный шаг в бизнес-класс, нельзя застревать на полдороге. Во-первых надо завершить линейку двигателей с распределенным впрыском двигателем на 159л.с. и укомплектовать им Весту. Салон лучше сделать чуть шире, хотя бы как в кросс 1785. При этом не надо форсировать двигатель, заливать его бензином, это всё равно не будет спортивная машина. Пусть этот двигатель будет большего объёма, чем западные аналоги на 150л.с., неважно, если вы не в курсе, то вытягивать из ограниченного объёма максимальную мощность и есть самое дорогое, а для нас важнее цена. Если не в состоянии сделать сами, возьмите старый готовый двигатель ЗМЗ для Волги 2.4 л., 152л.с. просто у Волги мощность терялась большую массу, трансмиссию на задний привод, а так двигатель хороший. И поймите наконец двигатель 150л.с.( можно сделать атмосферным безо всякого турбирования и форсирования) для средних машин или бизнес-класса это стандарт и ему надо соответствовать безо всяких раздумий о смысле жизни.

-14

Что касается кроссовера, то лучшим является Лада Веста универсал. Седан-кросс в габаритах Весты выглядит нелепо, ни на что не похож, а кроссовер по идее должен напоминать внедорожник. На момент начала статьи АВТОВАЗ старался сбыть складские остатки этих седан-кросс, а зачем наклепали?, лучше сократить слабые версии. Для Весты универсал кросс особенно актуально увеличение мощности двигателя. Если собрать воедино уже произведённые улучшения дизайна, некоторое увеличение размеров салона (по ширине), увеличение мощности двигателя до 152л.с., то можно будет уже презентовать модель ВЕСТА-Х, во всяком случае предложить этот вариант покупателю. В модельном ряде АВТОВАЗ запомнились также легендарная Нива, об Х-Рей есть отзывы, что хорошо держит дорогу, вписывается в вираж, иногда это важно. Если говорить о наиболее удачной модификации легкового автомобиля универсала, то это конечно ЛАРГУС. Есть мнение, что для ряда моделей внедорожников и кроссоверов ЛАДА недостаточны диаметры колёс, ведь увеличение проходимости идёт и поэтому параметру тоже, и зачастую, там где это возможно, автолюбители занимаются этим самостоятельно и дополнительно. И ещё раз, лучше не распыляться, сократить слабые модификации, иначе это подорвет доверие к АВТОВАЗ в целом.

-15

2. По комплектации уже некоторые версии стали оснащать российскими АБС, но до сих пор нет российских подушек безопасности, что является более обязательным, есть только проект Солларис, который неизвестно когда завершится. Это странно, делаем более сложное - системы катапультирования для реактивных истребителей, были сообщения о разработках подушек безопасности ещё в советское время 40 лет назад, поднимите документацию. Очевидным преимуществом автомобилей ЛАДА является то, что они довольно лёгкие, это даёт возможность устанавливать на них АКПП на основе вариометра - рекомендованная планка до 1.5тонн. Выпуск этого узла вполне по силам нашему автопрому - два шкива и армированный ремень между ними, не так сложно и экономно, во всяком случае замена этого узла не будет стоить как пол автомобиля. Кстати реально на авторынке некоторые модели продаются по ценам ниже рекомендуемых, так по информации Аванта модель Веста седан - комфорт в комплектации с двигателем !.6л., 113л.с., + АКПП4 +АБС +кондиционер продается 17.02.2024г. за 1180тыс.руб. И всё же двигатель 113л.с. для Весты слабоват (особенно при расходе на кондиционер) и не экономичен (это просто некое форсирование двигателя 21129 1.6л., 106л.с.). Формально АВТОВАЗ предлагает довольно частую линейку двигателей от 98л.с. до 122л.с., но в основном это вариации одного и того же. Реально на Гранту лифтбек рекомендуем ставить и приобретать 21129 1.6л., 106л.с., на Ниву Легенда, Ниву Тревел (может имеет смысл предложить Тревел как кроссовер, будет легче идти по трассе), на Х-РЕЙ, ЛАРГУС, т.е. фактически на все ходовые модели кроме Гранты - двигатель 21179 1.8л., 122л.с. вот и всё. Как уже отмечалось для ВЕСТЫ достойного двигателя нет. Может это не доходит до менеджмента АВТОВАЗ, но когда потребитель переходит при покупке от эконом класса к бизнес-классу, то при подборе двигателя надо учитывать не только возросшую массу автомобиля, но и то, что с увеличением колёсной базы возрастает устойчивость и он может и должен двигаться в более скоростном режиме + расход мощности на кондиционер. И если уж АВТОВАЗ освоил выпуск двигателей с распределенным впрыском, то надо завершить это движение выпуском двигателя 2.2-2.4л., 16клапанов.

-16

В развитие автомобильной темы нельзя не сказать о таком предприятии как концерн АВТОГАЗ. Сейчас АВТОГАЗ сосредоточился на выпуске микроавтобусов и мини грузовиков. Будем считать, что с этими направлениями всё в порядке. Но тем не мене на АВТОГАЗ законсервировано и ещё возможно производство легковых автомобилей. Вернемся немного в историю и посмотрим, что же произошло с автомобилем Волга. После того, как в 60е годы 20века был налажен выпуск прекрасных автомобилей ВОЛГА ГАЗ-21, уже в 70е годы 20 века был налажен выпуск автомобилей Волга ГАЗ-24. Для 70х этот автомобиль был на уровне, в 80е годы 20 века он не изменился и стал уже несколько отсталым. В 90е годы он уже здорово проигрывал по скоростям знаменитой девятке от АВТОВАЗ, не говоря уже об иномарках, и стал уже совсем отсталым. Далее ЗМЗ сделал хороший инжекторный двигатель 2.4л., 152л.с., небольшое изменение фар, и он превратился в ГАЗ-31, но это положение не спасло. Видите ли в чем дело, мы не являемся законодателями мод в автомобилестроении. Габариты, высота багажника, радиус закругления при переходе от вертикальных панелей к горизонтальным, всё это должно быть примерно так, как за рубежом. А у Волги оставался архаичный корпус + коргалыга трансмиссии на задний привод, которая проходила через весь салон и на которой терялась мощность, всё равно она была тормозной, отсталой и наконец на неё плюнули. Да Мерседес тоже выпускает модели с задним приводом для любителей, но там есть значительный запас по мощности двигателя и другой уровень исполнения. Между тем у АВТОГАЗ есть интересные наработки, поэтому мы скажем ГАЗ - 3106 - В ЖИЗНЬ!

-17

Новый внедорожник ГАЗ-3106 предлагалось оснащать разными двигателями и стоит выделить двигатель V6, 3.3л., Двигатель на базе отечественных компонентов, экспериментальный, но на него есть рабочая документация. На этом положительная часть заканчивается и возникает проблема, точнее я бы сказал букет проблем. Во-первых неясно, чем он по стилю отличается от УАЗ-Патриот, а если нет, то тогда зачем он нужен. Во-вторых, если у АВТОВАЗ всё на ходу и нужны лишь некоторые уточнения, то у ГАЗ производство легковых автомобилей запущено и для возрождения надо предложить более интересный вариант. Хорошо то, что у ЗМЗ есть грамотный состав конструкторов и они выпускают хорошие двигатели, например всего 2.7л. таскает такую тяжелую машину как УАЗ-Патриот. Но в том, что касается дизайна в качестве единственно возможного я вижу тот путь,по которому пошли в свое время в КНР, они не собирали чужие авто комплекты, а начинали с копирования зарубежных брендов. Крупные внедорожники у нас уже есть, надо выйти на рынок с внедорожником и седаном с лучшей динамикой. Теперь надо выбрать известную марку в качестве прототипа для нового поколения легковых автомобилей Волга.

-18

Ближе всего к историческим традициям традициям авто ГАЗ. Волга находится известный бренд VOLVO. Надо взять внедорожник VOLVO- ХС70 полностью его перемерить, оцифровать (это же просто) и постараться сделать такой же, чтобы всё в нем стыковалось при минимальных зазорах. Далее мы устанавливаем наш двигатель V6, 3.3L (4х цилиндровый двигатель уже со всех сторон пройден нашим автопромом, надо двигаться дальше и для внедорожника этот двигатель подходит лучше). Далее мы устанавливаем на него уже разработанную на Горьковском автозаводе трансмиссию, и кстати эта трансмиссия с дифференциалом нацеливает именно на такой, более скоростной внедорожник, и на сухой ровной дороге позволяет легче, быстрее идти по трассе, экономить топливо. После внедрения всех этих новаций часть габаритов может измениться, но здесь главное не наращивать массу автомобиля, оставить его скоростным. Далее по оформлению бампера и решётки радиатора, у нас косая черта пойдет не справа налево, а слева направо и в центре будет несколько вытянутый по горизонтали шестигранник с надписью

V O L G A

Так что у нас будет свой двигатель, трансмиссия собственной конструкции, свой логотип, ну а то, что похожа, так многие машины похожи, у всех 4 колеса. И самое главное, в условиях невероятных санкций зачем нам ещё на кого=то оглядываться.

-19

Надо сказать, что у меня тоже был автомобиль VOLVO 343, купил по знакомству, но затем окольными путями удалось выяснить, что машина испытала на себе очень серьезный удар, вытянули на стапелях, внешне не было заметно никак, вот что удивительно, летом начала перегреваться, обнаружилась трещина между карбюратором и коллектором охлаждения. Знакомый тем временем улетел за кардон насовсем. Времени заниматься машиной тогда не было ни одной свободной минуты, слишком много сюрпризов, пришлось от неё избавиться за дешево. И зачем люди так ездят, и затем ещё стараются сбыть такое авто знакомым, я вот не добавил ни одной новой царапины. Но если ездить нормально, то VOLVO надёжная, хорошая машина. И вот здесь мы плавно переходим от внедорожника к седану. И пожалуй новый седан Волга будет даже более востребованной на рынке машиной. Я просматривал различные вариации на тему Волга ГАЗ-31, и сказать что это напоминает, то скорее старые американские авто на Кубе. Эти изобретения не нужны. Автолюбитель ждет, что новая машины будет напоминать известную иномарку, но стоить дешевле. Здесь явным кандидатом выглядит VOLVO S80.

-20

Так же всё оцифровываем (вот где нужно цифровое развитие) и далее устанавливаем на автомобиль уже разработанный специалистами ЗМЗ турбированный двигатель 2.7л. На С80 стоит двигатель 2.5Т, а у нас будет 2.7Т, мощность примерно такая же, не больше, чтобы не попадать на перегрев. Далее конечно передний привод, АКПП, по оформлению бампера, решетки радиатора единообразно с внедорожником косая черта в противоположную сторону с немного вытянутым по горизонтали шестигранником и надписью

VOLGA

Надо уверенно и четко заявить о себе. Что касается похожести корпусов, ну и что, у Тойоты Камри есть модификация с похожим корпусом. Надо просто вернуться в современную канву. Так в принципе эта машина ненамного больше бывшей Волги ГАЗ-31, только дизайн, динамика и скорости будут другими. Ну и комфорт, по оформлению салона наша мебельная промышленность давно освоила выпуск коже заменителей самых светлых тонов, хорошо ещё добавить сетчатые накидки на сиденья чтобы не парило спину, так что здесь проблем не будет.

-21

Многие компоненты уже освоены нашей промышленностью - и АКПП и АБС. И самое главное имея такой задел, который уже есть у ЗМЗ, ГАЗ, просто глупо им не воспользоваться, возродить известный бренд Волга, причем не сборку, а именно производство из отечественных узлов и лучший момент для этого наступает сейчас.

Так что же делать со многими сборочными цехами, которые под лозунгами псевдо прогресса затащили в нашу страну? Дело в том, что при выходе электроробототакси, желающие совместить некий комфорт и экономию, предпочтут эту услугу, автомобили предпочтут те, кто хочет испытать драйв. Одновременно мы против того, чтобы искусственно завышать или понижать отдельные виды энергоснабжения, электрическое или углеводородное, те, кто этим занимается, загубят сельское хозяйство, всё должно иметь свою цену. Перспективы Калининградского предприятия Автодор мы расцениваем как смутные, раньше это была некая перевалочная сборка между Европой и Россией, теперь комплектацию везут круговыми путями из Азии и получается, что овчинка не стоит выделки. Наша экономика сильно отстает в плане роботизации, например в Японии при большем перекосе в сторону старшего поколения справляются своими силами за счет роботов.

-22

Пожалуй лучшим вариантом будет перепрофелировать Автодор В ЗападРобот. Для этого надо провести семинары, выяснить потребность роботов в промышленности, особенно там, где не хватает кадров, изучить опыт Японии, Южной Кореи, сделать целевой набор студентов из Калининграда в МВТУ им Баумана по специальности робототехника. Иногда говорят, а не заменят ли роботы человека совсем? До этого далеко и даже не предвидится. После проведения реформ и ликвидации колхозов и совхозов, народ из села побежал, не захотели батрачить на новых кулаков и сейчас в сельском хозяйстве с кадрами проблема. Возможно ситуацию удастся изменить и вернуть часть населения на село. А работа на природе для человека полезна и для демографии тоже. Но вопросы сельского, жилищного строительства слишком объёмные и потребуют детального рассмотрения в более поздние сроки.

Вот так вопросы автомобилестроения перешли к роботизации и перспективам трудовых ресурсов. Дабы не участвовать ни в какой политической конъюнктуре следующий выпуск будет уже после завершения президентской выборной компании. Всем бодрости и оптимизма.