Сегодня поговорим об очень необычной советской сказке - «После дождичка, в четверг». Она была снята уже «под занавес» СССР - в 1986 году. Это одна из сказок режиссёра Мечислава Юзовского. Характерная черта его фильмов - по названию нельзя догадаться, о чём пойдёт речь: «Там на неведомых дорожках», «Раз-два, горе не беда»…
«После дождичка, в четверг» - история о трёх Иванах - царевиче настоящем, царевиче фальшивом (сыне ключницы) и подкидыше, которые ушли спасать из кощеева плена царевну Милолику. Юзовский вовсю заигрывает с постмодерном, смешивая стилистику разных стран и эпох. Например, действие происходит в условно-средневековых декорациях, но Иван-подкидыш рассказывает Кощею сказку Пушкина о золотой рыбке. А потом и вовсе летит на ковре-самолёте в восточную сказку к Шаху Бабадуру.
Есть здесь и типичная для постмодерна сложная моральная дилемма. Помните, когда Кощей ушёл за пленной Милоликой, он взял с Ивана-царевича слово не разбивать яйцо, в котором заключена кощеева смерть? Иван слово сдержал. Другой Иван, подкидыш, уговаривал друга разбить яйцо - ты, мол, знаешь, сколько Кощей людей погубил? А сколько ещё погубит!
Два мнения. Две позиции, каждая по-своему правильная. Один Иван ведёт себя как рыцарь из романов: слово надо держать, даже если дал его злодею. У другого Ивана позиция современного человека, понимающего, что иногда приходится идти на сделку с моралью ради благих целей. К счастью для обоих Иванов, Кощей сам по ошибке разбил яйцо со своей смертью - перепутал настоящее с поддельным. Но, согласитесь, что сложный моральный выбор - нетипичная вещь для советских (да и большинства других) сказок.
Пара слов о третьем Иване. Ненастоящий Иван-царевич может оказаться не таким уж самозванцем. Его мать - ключница Варвара, а кто отец? Царь, конечно, на гуляку не похож, но чтобы завести ребёнка на стороне, достаточно одной случайной связи. Тем более, Варвара - ключница, она отвечает в том числе за еду и питьё. Чем-нибудь опоить и соблазнить венценосца - вполне в её духе.
А финал фильма мне кажется несправедливым. На мой взгляд, Иван-подкидыш сделал для победы над Кощеем куда больше, чем Иван-царевич. А в награду не получил ничего, если не считать Жар-птицы. Да и Варвара не получила по заслугам, хотя её поступок с подменой младенцев - настоящее преступление. Поэтому у меня от этой сказки осталось горьковатое послевкусие. А у вас?
Фото взяла с сайта кино-театр ру