Найти тему

Когда отмечается День Деда Мороза и Снегурочки

Дед Мороз и Снегурочка
Дед Мороз и Снегурочка

Новый год — это самый радостный праздник в нашей стране. К нему готовятся заранее, закупают продукты и напитки на «целую роту», собирают праздничный стол, кладут под ёлку подарки для своих детей и загадывают желания, чтобы в Новом году было всё хорошо и обязательно произошла какая-нибудь приятная вещь.

Для маленьких жителей нашей страны главным атрибутом Нового года являются сказочные персонажи — Дед Мороз и Снегурочка. Дед Мороз — это добрый бородатый дедушка в шубе, с посохом и большим мешком с подарками. Дед Мороз и Снегурочка обязательные персонажи новогодних детских утренников и зимних массовых гуляний. Такой порядок был заведен ещё во времена СССР, в 1935 году.

Дед Мороз, как зимний сказочный персонаж и предвестник наступления Нового года, существует не только в нашей стране. У многих народов мира есть свои «Деды Морозы», которые именуются по разному. Даже Католическая церковь создала своего «Деда Мороза», названного в честь святителя Николая Чудотворца, который при жизни отличался большой добротой и часто одаривал бедствующих людей подарками. День его почитания — 6 (19) декабря, за три недели до католического Рождества.

Потому, западными христианами был создан образ, похожий на языческий сказочный персонаж, получивший имя «Святой Николаус» или Санта Клаус. Его приодели, создали сказочную легенду, и прикрепили к Рождеству, отмечаемому 25 декабря. Правда с Санта Клаусом произошёл некоторый казус, он стал рекламным лицом компании «Кока-кола» и Папа Римский запретил Санта-Клаусу участвовать в рождественских мероприятиях. Но для простых людей Санта Клаус остался добрым старичком, который приносит подарки детям и взрослым на Рождество. Новый год в вотчине Санта Клауса (в отличие от нашей страны) считается второстепенным праздником и уже не отмечается с таким размахом, как это было в дохристианские времена.

Что интересно, во всех других странах Деды Морозы — это одинокие старики, приходящие либо приезжающие на диких животных (оленях, козах) накануне Рождества или Нового года. У нас же, а также в русскоязычных странах, дед Мороз появляется обязательно со своей внучкой — Снегурочкой, которая помогает своему дедушке вести праздничные мероприятия и раздавать детям подарки.

Главные атрибуты деда Мороза

Дед Мороз — главный новогодний персонаж не только у детей нашей страны, но также без него не обходятся и взрослые новогодние мероприятия, массовые гуляния и само наступление Нового года ассоциируется с Дедом Морозом и Снегурочкой. И если для нас, русских людей, а также для всех жителей многонациональной России, Новый год — это главный праздник года, наряду с Днём Победы 9 мая, то для деда Мороза и его внучки Снегурочки, 31 декабря и 1 января — это рабочие дни.

При этом, Дед Мороз и Снегурочка являются сказочными персонажами русской мифологии, а значит упоминались ещё в глубокую старину и они старше многих славянских верований. Связь Деда Мороза с Христианством, подобно Санта Клаусу, исключена. Потому что он появляется в праздник Нового года, когда у православных христиан ещё идёт Рождественский пост. Дед Мороз для русских людей представляет собой доброго и заботливого сказочного персонажа, потому для верующих людей он устраивает Новогодние праздники — 13 и 14 января, в так называемый Старый Новый год.

При этом, у русских Деда Мороза и Снегурочки есть свои праздники: дни рождения и собственный праздник — День Деда Мороза и Снегурочки. Днём рождения Деда Мороза является 18 декабря (совпадение с днём почитания Николая Чудотворца, 19 декабря, случайное), а местом рождения — город Великий Устюг Вологодской области. Снегурочка же родилась 4 апреля в городе Костроме. Так что с документами у наших сказочных персонажей всё в порядке.

Помимо этого, у Деда Мороза и Снегурочки есть свой «профессиональный» праздник, отмечаемый в русском народе с глубокой старины — 30 января, День Деда Мороза и Снегурочки. Это связано, скорее всего с тем, что зимы в нашей стране, особенно в северной полосе, продолжительные, снежные и морозные.

Снегопады и морозы захватывают период с середины ноября до середины марта, около четырёх месяцев. В Мурманской области зима вообще имеет продолжительность восемь месяцев и в январе уже начинаешь дуреть от того, что четыре месяца прошли, а зима ещё в самом разгаре. Многим требуется поддержка. Конец января, как раз выпадает на середину зимы, и чтобы поддержать семьи, где много детишек или есть сиротки, появлялся Дедушка Мороз и одаривал подарками нуждающихся.

Дед Мороз появляется со своей внучкой, Снегурочкой, родители которой не известно где. А раз Дедушка Мороз взял попечительство над своей внучкой, значит он может поделиться своей добротой и подарками с другими детишками-сиротками.

У Деда Мороза, помимо рабочих и праздничных дней, есть ещё свои особенности в наряде. Это богатая шуба до пят, белоснежная борода до пояса (не седая, а именно белая, как снег), рукавицы (трехпалые), посох и большой мешок с подарками. Особенности наряда Деда Мороза хорошо заметны на фоне его христианского последователя — Санта Клауса.

Санта Клаус и Дед Мороз
Санта Клаус и Дед Мороз

Русские зимы морозные и снежные, как и в Северной Европе. Потому наряд Санта Клауса более подходящий для лазания по сугробам, чем у нашего Деда Мороза. Чтобы это понять, нужно один раз в такой длинной шубе пройтись по сугробам высотой хотя бы по колено. Но Дед Мороз всегда изображался в таком наряде, а значит это дань давних традиций, сохранившихся в русском народе с глубокой старины.

Что это были за традиции, нам поможет понять отношение к Деду Морозу у славян. А оно было до крайности негативным. Примерно таким же, каким было отношение европейцев в своих поверьях к волку-оборотню (вервольфу), нападавшем на зазевавшихся до ночи в лесу людей и убивавшем их. В русских же сказках, волк-оборотень, наоборот, положительный герой, который своими превращениями помогает Ивану-царевичу обмануть Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.

Дед Мороз в славянских поверьях

"30 января отмечается День Деда Мороза и Снегурочки. В этот день славяне праздновали День главного противника Перуна, одну из олицетворений Велеса — Мороза. Славяне верили, что Мороз выступает мужем Царицы Снега, являющейся дочерью Кощея и Мары. При этом Царица Снега и Мороз имеют дочурку, называемую Снегуркой или Снегурочкой.

Первые упоминания о старце, который вызывает сильные морозы, замечены у восточных славян. Изначально волшебника называли не Дедом Морозом, а Мороком – именем бога холода и зимы. Существует версия, по которой слово «мороз» впоследствии произошло как раз от имени старославянского духа. Морок был злым существом. Славяне представляли его сгорбленным растрепанным стариком, который ходил по лесам в льняной рубахе и в лаптях. Все на своем пути он покрывал снегом или превращал в лед – деревья, реки, землю. Славяне верили, что при встрече с Мороком человек превратится в ледяное изваяние, поэтому очень боялись злого духа. С тех времен и пошли выражения «упасть в обморок» и «заморочить голову».

Позже люди научились использовать духа зимы в своих целях. Славяне считали: если зима будет снежной и холодной, то летом обязательно будет много урожая. Они стали приманивать бога холода, в Святки и Чистый четверг зазывая его к себе блинами или кутьей. Еду для духа оставляли на крыльце или на окне. Наутро еда исчезала, а на Рождество или Святки ударяли морозы, да такие сильные, что снег под ногами буквально трещал. Отсюда и появились более ласковые имена для бога зимы – Трескунец и Студенец.

Изменился и образ волшебника. Рубаха и лапти сменились на длинную шубу и шапку. Посох прародителя Деда Мороза был украшен головой быка – символом плодородия и счастья. На руках Трескунца были теплые трехпалые перчатки: считалось, что у всех божеств меньше пальцев, чем у человека. Несмотря на то, что такой Дед Мороз стал добрее, современным детям он вряд ли понравился бы: Студенца по-прежнему изображали свирепым косматым стариком."

© Материал с сайта kids.azovlib.ru

Коль скоро зима на Руси всегда была долгой, то и хозяева у нее были – строгие и суровые духи холода, которых народ старался задобрить дарами и молитвами. Звали этих богов Трескун, Карачун и Зимник. Трескун выстужал землю, замораживал озимые посевы, губил людей и животных. Существовал обычай, согласно которому люди старались откупиться от него подарками, заговорами.

Трескун – самый суровый дух зимы, не зря его именем называли январь – месяц, когда зима в своем зените, а морозы и снегопады сильнее всего. Карачун был подземным обитателем. Он замораживал воду в родниках и колодцах, сковывал реки льдом. Зимник был хитрым маленьким старичком с волшебной булавой в руке. К чему она прикасалась, то замерзало, как говорили в преданиях.

Для славян прообраз Деда Мороза был жестоким и смертельно опасным, которого следовало бояться и всячески избегать встречи с ним. Оттого, наверное, в старославянском языке вообще отсутствует такое слово, как «мороз». Скорее всего, на него наложено табу, такое же, как на животное, «ведающее мёдом», — медведя, которого наши предки называли «росом». Славяне Мороза называли Трескуном, Карачуном, Зимником, избегая называть его своим именем. Как в истории Гарри Поттера, где был злой волшебник, имя которого нельзя было произносить.

В настоящее время в Европе насчитывается полтора десятка славянских языков, и ни в одном из них не назван хотя бы один зимний месяц своим именем — «морозом» или «морозцем». Названия у зимних месяцев в основном такие: Просинец, Лютень, Трескун, Студень, Leden (у чехов).

Как уже говорилось, в старославянском языке отсутствует слово «мороз», однако, синонимы этого слова особой добротой не блещут. Если разложить слово «мороз» на два — «мор» (смерть) и «рос» (медведь), то становится ясно, какой смысл вкладывали славяне в слово «мороз», которое нельзя было произносить вслух, чтобы не накликать беду. Это можно понять, почитав Полный церковнославянский словарь, составленный Дьяченко:

«Моръ — повальная смертность, санскр. мара и мори — смерть, убийство, чума. В иных местах могильные курганы зовутся морами.

Студенецъ — колодезь; ров, пропасть. Студень — стужа, холод.

Треска — гром с молниею.

Карачъ — татарский вельможа. Карити — сетовать по умершем, оплакивать.

Зима — ненастье; гололедица, буря; мороз, стужа. Зимна — убыль, ущерб, потеря.»

Как мы видим, славяне в старину с понятием «мороз» связывали всяческие несчастья и беды, могущие выпасть на их долю с приходом зимы. А тут ещё не просто Мороз, а целый Дед Мороз, что позитива, в общем-то, не добавляло.

Дед Мороз в русской сказочной мифологии

В «Повести временных лет», при описании обычаев и законов славянских племён, Нестор упоминает про «обычаи отцов», «предания отцов», «закон отцов» и «заветы прадедов». При этом, нигде не упоминается, а что же было во временном промежутке между прадедами и отцами, то есть во времена дедов. В других русских источниках, в частности, в «Слове о полку Игореве» упоминаются Велесовы внуки (бояны, сказители) и Стрибожьи внуки (ветры). Если есть внуки, значит должны быть и деды.

Слово о полку Игореве повествует о трагических событиях нашей истории. По всей видимости, на долю дедов выпал не простой период, когда им пришлось взять на себя воспитание тех, кто остался без отца. Способы и методы, какими они пользовались для защиты своих внуков, были не самыми гуманными. Возможно поэтому эти «дедовские методы» не попали в русскую летопись, чтобы не бросать тень на благочестивые заветы прадедов и законы отцов, приходившихся отцами и сыновьями искомых нами дедов.

Об этом может говорить тот факт, что славяне относились к Деду Морозу с большим негативом, они его панически боялись и всячески избегали. А вот у русских отношение к строгому зимнему волшебнику было совсем иным. Дед Мороз был хоть и грозен с виду, но обладал добрым и справедливым характером, проявлявшим заботу не только о детях, но также и об обиженных и обездоленных. Это был своеобразный «Робин Гуд» или «Стенька Разин», восставший против господского (славянского) владычества.

Подобно этим героям, Дед Мороз не мог выступать в открытую против произвола властей, сил для этого было недостаточно. Потому им использовались «партизанские методы» в зимнее время, чтобы наносить урон притеснителям русского народа, и приближать победу, добытую хоть и не дедами, но точно отцами.

Что интересно, у славян отсутствует в лексиконе слово «мороз», а в русских былинах и сказках нет ни одного упоминания о каком либо «славянстве» вообще, как будто русские сказители никогда даже не слышали о славянах. Отсюда может создаться впечатление, что славяне — это научный термин, придуманный учёными, чтобы обозначать определённую общность людей, живущую в Восточной Европе. Но это не так. Потому что существуют такие народы, как словенцы и словаки, напрямую говорящие о существовании славян, и что это не «прихоть учёных», такая как, например, термин «Киевская Русь» — придумка 19-го века. Русское государство с центром в Киеве действительно существовало, только в те времена оно никогда так не называлось.

Почему же отсутствует само понятие «славяне» в русских былинах и сказках? Ответ на этот вопрос можно найти в работе новгородского учёного Сергея Николаевича Азбелева (1926 — 2017) «Русский народный эпос»:

«Само «былина» — от слова «быль». «По былинам сего времени» слагал «Слово о полку Игореве» гениальный певец XII века. В XIX столетии народ называл свои эпические песни «старинами». Былины-старины — это торжественные песнопения о славных былях старых времен… Творческая работа велась, очевидно, в Новгороде и Новгородской земле. Только эта часть русских земель не была опустошена войсками Батыя и полностью сохранила, конечно, богатую эпическую традицию.»

«Междоусобные войны феодалов былинами не воспевались. Нет в них и выраженной идеи предпочтения одного княжества другому. Киев как общерусский государственный центр и Владимир как общерусский князь идейно противопоставлены в былинах той исторической реальности, какая возобладала перед вторжением полчищ Батыя, — раздробленности русских земель, управляемых враждующими между собой князьями, которые не сумели по-настоящему сплотиться для отпора вражескому нашествию. Былины проводят идею объединения всех сил для борьбы с внешними врагами Руси.»

«Включение Новгорода в единое Русское государство было прогрессивным событием большой исторической значимости. Необходимость объединения Руси уже тогда ощущали простые люди и в Новгородской земле. Но связанные с этим военные события (и позднейшие жестокости, совершенные в Новгородчине опричниками Ивана Грозного) повлияли на отношение к московским историческим деятелям того времени: упоминаний о них нет в героических былинах. Борьба с войском Мамая отнесена к эпическому времени киевского князя Владимира, победа приписывается, в основном, древним богатырям, которые избавляют от Мамаева нашествия не Москву, а Киев.»

Русские былины смогли сохраниться только в Новгородской земле, центральная и южная Русь полностью утратили свой былинный эпос во времена монгольского нашествия. Новгород миновала участь большинства русских городов испепелённых монголами, но он сильно пострадал во времена Ивана Грозного, когда его присоединяли к Московскому княжеству.

Дичайшие жестокости, проводимые как внешними захватчиками, так и «своими» внутренними опричниками наложили глубокий негативный след в народной памяти новгородцев, единственных оставшихся хранителей русской стародавней были. Потому, в русских былинах нет даже упоминания о монголах, истязавших остальную Русь на протяжении нескольких столетий. Они заменены общим терминов внешнего врага — «собакой поганым татарином». Нет в былинах упоминания Москвы и других городов, из-за опричников Ивана Грозного, а везде фигурируют нейтральные Киев и князь Владимир.

О том, насколько критична для русского народа жестокость завоевателей и собственных правителей, говорит памятник «Тысячелетие России», установленный в Великом Новгороде в 1862 году, в год тысячелетия призвания варягов. На этом памятнике отражены правители Русского государства от князя Рюрика, до императора Николая Первого. Нет на этом памятнике только одного правителя — создателя Русского царства Ивана Грозного, устроившего резню в Новгороде зимой 1570 года.

По общим подсчётам, в течение января-февраля 1570 года в Новгороде было убито и казнено около половины населения (примерно 10 — 15 тысяч в 30-ти тысячном городе). Также были уничтожены съестные припасы, что спровоцировало голод среди оставшихся в живых горожан. И это всё на фоне свирепствовавшей в тот год эпидемии чумы. Новгородцы запомнили лютую жестокость московского князя и вычеркнули напрочь из народного эпоса любое упоминание об Иване Грозном, Москве и москвичах.

Нет в русских былинах и сказках какого-либо упоминания как о монголах, так и о славянах. Скорее всего потому, что последние, будучи при власти, вели себя с русскими не лучше опричников Ивана Грозного и самого царя. Но, находились «народные мстители» в виде Мороза, Ветров и других мифологических персонажей, которые наводили ужас на славян и хоть как-то, на время, облегчали жизнь русскому народу.

Кто когда-нибудь видел, что такое русская зима, тот знает, что даже небольшой морозец резко усиливает своё действие при сильном ветре. И минус 5 градусов ощущается как все 15. Этот эффект усиления мороза при ветре был известен давно, потому нашёл своё отражение в русской сказочной мифологии.

Исследователь русской старины и собиратель русских народных сказок, Александр Николаевич Афанасьев (1826 — 1871), в своей работе «Поэтические воззрения славян на природу» показал для кого мороз и ветер — грозная и уничтожающая сила, а кому — защитник и помощник.

«Ветры олицетворялись  и как существа самобытныя; фантазия древняго человека представляла их дующими-выпускающими из своих открытых ртов вихри, вьюги и мятели. Средневековое искусство воспользовалось этим языческим представлением и постоянно изображало ветры в виде дующей человеческой головы.

По народному поверью, зимния вьюги бывают от того, что нечистые духи, бегая по полям, дуют в кулак. В высшей степени интересно украинское предание, утверждающее, что старый Ветер сидит с закованными устами… Предание это примыкает к мифу о грозном владыке демонов, который сидит окованный цепями и будет освобожден только при конце мира. Сверх того, веянье ветров сравнивали с действием кузнечных мехов в руках бога-громовника и его помощников.

Русския сказки, песни и заговоры наполнены обращениями к ветрам с просьбою о помощи, как существам живым и готовым выручить в беде. В простом народе ветер доселе слывет господином, и об нем ходит такой разсказ: шел мужик, смотрит — на встречу ему идут мужики: Солнце, Ветер и Мороз. Мужик мужикам поклонился, посерёд дороги становился, а Ветру еще поклон на особицу. Этот лишний поклон разгневал Солнце: «постой мужик! сказало оно, вот я тебя сожгу.» А Ветер молвил: «я повею холодом и умерю жар.» — Постой, мужик! я тебя заморожу, сказал Мороз; а Ветер: «я повею теплом и не допущу тебя».

«В другой сказке о смирном мужике и драчливой жене ветры олицетворены в человеческих образах, и соответственно четырем сторонам света, представляются четырьмя братьями: Ветры Северный, Южный, Западный и Восточный… Нёс мужик муку в чашке, поднялся сильный ветер и развеял ее по полю; бурные, разрушительные ветры в народных преданиях изображаются существами голодными и прожорливыми. Когда воротился мужик домой, злая жена прибила его и послала к Ветру требовать за муку уплаты. Мужик пошел в дремучий лес, повстречал старуху и рассказал ей свое горе.

«Ступай за мною! сказала старуха; я мать Ветрова, но у меня четыре сына: Ветер Восточный, Полуденный, Западный и Полуночный; так скажи, который развеял у тебя муку?» — Полуденной, матушка! Привела его старуха в избушку, положила на печь и велела закутаться: «мой сын Полуночный Ветер очень холоден, прийдет — зазнобит тебя!» Когда братья воротились домой, говорит мать Полуденному Ветру: «на тебя есть жалоба; зачем бедных людей обижаешь?»

Ветер дает мужику в уплату коробочку, у которой что ни попроси: яств или напитков каких — все даст. Но коробочку у мужика похитили; жена снова прибила его и послала к Ветру за мукою. Ветер дал ему бочку — только скажи: пятеро из бочки! тотчас выскочат из нея молодцы с дубинками и станут побивать врагов — удары их ничем не отразимы. С помощью чудесной бочки мужик воротил свою коробочку.»

«Ветры не только дышат на землю теплым веянием весны, принося с собой благодатные дожди; они несут на своих крыльях и град и снега, возбуждают и зимния вьюги и мятели… В наших преданиях морозы отождествляются с бурными, зимними ветрами. В некоторых вариантах вышеуказанной сказки о Северном Ветре, наделяющем мужика чудесными дарами, место этого Ветра и его братьев занимают Морозы. Посеял мужик дикушу (гречу); она взошла, зазеленела. Раз вышел мужик в поле, смотрит — дикуша прибита, примята: «какой-бы это злодей натворил!» Воротился домой, рассказал про свое горе жене, а она его в толчки: «это, говорит, Мороз натворил: ступай, найди его и взыщи убытки! — Мужик пошел в лес и заплутался, туда-сюда — выбрался кое-как на тропинку, и привела его эта тропинка к ледяной избушке: стоит избушка — вся снегом усыпана, сосульками убрана. Постучался в дверь, вылезает к нему старик — весь белой. Это был Мороз; он дарит мужику скатерть-самобранку и дубинку-самобой, и дальнейший разсказ не представляет отмен.

В некоторых сказках, наровне с богатырями, олицетворяющими разные грозовыя явления, выводится Мороз-Трескун или Студенец; его дуновение производит сильную стужу, иней и сосульки представляются его слюнями, а снежные облака — волосами. Морозко, говорят крестьяне, — низенькой старичок с длинной седой бородою; зимою бегает он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и оковываются реки льдами; если ударит он в угол избы, то непременно бревно треснет.

В деревнях существует обычай, указывающий, что могучия силы природы до сих пор представляются народному воображению живыми существами. Накануне Рождества и на Велик день в каждой семье старик берет ложку кутьи или киселя, выходит на порог сеней, или влезает на печь, и просунув голову в волоковое окно, говорит: «Мороз, Мороз! приходи кисель есть; Мороз, Мороз! не бей наш овёс, лён да конопли в землю вколоти».»

«Бог грозы, как небесный владыка, являющийся в бурях и вихрях, получил у славян название Стрибога, которое впоследствии, по общему закону развития мифов, выделилось в особое божество, верховнаго царя ветров. Слово о полку говорит о Стрибоге, как о деде ветров: «се ветры, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами». Слово стри означает: воздух, поветрие.»

«Ветры сопутствуют и помогают богу-громовнику в его битвах с демонами и пользуются его боевыми стрелами… В Ведах божественные представители ветров называются Марутами. Одетые в блестящие панцири, с светлым оружием в руках, они являются в завывающей буре и несутся по воздушным пространствам в колесницах, запряженных легконогими антилопами. Далеко-метательные луки, которыми они вооружены, усвоили им прозвание «sudhanvanas» (стреляющих из луков); подобно тому, по выражению нашего стариннаго памятника, ветры веют стрелами.»

Что сохранил Дед Мороз от прежних лихих времён

Прежде всего, это одеяние Деда Мороза и его экипировка. У других народов «собратья» нашего Деда Мороза перемещаются в санях (колесницах), запряжённых северными оленями (антилопами), то есть дикими животными. В сани Деда Мороза запряжена тройка лошадей и это имеет свой смысл. Лошади или кони, в отличие от оленей и антилоп, это прирученные человеком животные, выполняющие двойную функцию.

Во-первых, это боевой элемент, несущий тяжело вооружённого всадника; а во-вторых, кони используются для перевозки грузов и людей в санях, телегах. Тройка лошадей позволяет развить конному экипажу приличную скорость, как говорят «прокатить с ветерком». Сани может тянуть и одна лошадь, но тройка лошадей нужна ещё для того, чтобы можно было заменить павшего в бою под всадником коня и не оставить сани без быстрой тягловой силы.

Сани нужны Деду Морозу для того, чтобы везти многочисленные подарки, это, так называемый, обоз. Сам же Дед Мороз, во времена своей былой молодости, перемещался верхом на коне. Об этом говорит его длинная шуба до пят, в которой так неудобно ходить пешком по глубокому снегу. Но, если ехать верхом на коне, такое одеяние — в самый раз. Точно такое же одеяние было и у кавалеристов зимой.

Кавалерийскую шинель шили длиной до пят...
Кавалерийскую шинель шили длиной до пят...
Для того чтобы прикрывать колени всадника, когда он в седле.
Для того чтобы прикрывать колени всадника, когда он в седле.

Длинная шуба Деда Мороза, подобно кавалерийской шинели прикрывала ноги всадника во время его конных налётов зимой. Это позволяло ему сохранять температурный режим тела и в особенности коленей во время скачек по полю в условиях глубокого снега и мороза. Как известно, большинство кавалеристов — усачи. Длинные и густые усы всадника это не дань красоте, а с помощью подобного «фильтра» вдыхается морозный воздух и сохраняются лёгкие от обморожения.

Дополнительной защитой грудной клетки от встречного морозного ветра, во время скачки, является длинная борода до пояса. Эта борода не седая, а именно белая, которая покрывается инеем и летящими из под копыт снежными завихрениями.

Для того, чтобы совершать набеги Деду Морозу требовалось оружие.

Всадник, вооружённый пикой.
Всадник, вооружённый пикой.
Конный лучник.
Конный лучник.

Длинный и массивный посох Деда Мороза может представлять собой пику, которой вооружались всадники многих времён, от казаков до красноармейцев-кавалеристов. Это не копьё, которое ещё использовали для метания. Пикой обычно кололи пешего врага. Данное оружие позволяло доставать пехотинца даже в глубине окопа, чего шашкой было не сделать. Так что пика, ставшая посохом Деда Мороза, была неотъемлемым атрибутом тех народных мстителей, которых так боялись славяне и к которым обращались за помощью русские крестьяне.

Во всех сказках, для того, чтобы найти Ветра (народного мстителя) обиженным крестьянам приходилось идти в дремучий лес. Поэтому, зимние налеты лесных Ветров-Морозов осуществлялись по наводке, а не совершались просто так.

Пика была средством ближнего боя и не могла решить все вопросы, возникавшие во время налёта. Скорее всего у Ветров-Морозов были и луки со стрелами, которыми всегда наделены эти сказочные персонажи. Потому-то Дед Мороз в прошлом не только хорошо держался в седле и умело колол пикой, но ещё был метким стрелком из лука. Эти навыки ему требовались в обычной жизни, чтобы охотиться в лесу, а также, это дальнобойное средство использовалось во время налётов. О том, что Дед Мороз был ещё и лучником, говорят его трехпалые рукавицы. Это было необходимо для того, чтобы было удобно держать стрелу в натянутом луке и не морозить руки на ветру.

Армейские трёхпалые рукавицы.
Армейские трёхпалые рукавицы.
"Правильные" рукавицы Деда Мороза
"Правильные" рукавицы Деда Мороза

Если мы посмотрим на зимние армейские рукавицы, то увидим, что они трёхпалые. Это сделано для того, чтобы было удобно стрелять из винтовки и автомата, не морозя при этом руки. Подобный элемент одеяния был и нашего Деда Мороза, в прошлом стрелка. Почему именно рукавицы, а не перчатки? Рукавица хороша тем, что у неё можно всю кисть сжать в кулаке, вынув из отделов большого и указательного пальцев, тем самым согрев замёрзшие пальцы. В перчатке каждый палец отдельно «упакован», потому в них руки замерзают быстрее и их уже не согреешь, как в рукавице.

Таким образом, в прошлом, прообраз Деда Мороза представлял собой живого человека, тепло одевавшегося, который был «народным мстителем», совершавшим набеги в безлунную ночь, на ничего не подозревавших славян, верхом на коне и вооружённым пикой и луком со стрелами.

О том, что набеги могли совершаться в самые тёмные ночи, чтобы наводить ещё больший ужас, говорит сам праздник Новый год, на котором присутствуют Дед Мороз и Снегурочка. Он наступает ночь с последнего дня декабря на первый день января. При использовании лунного календаря, распространённого в старину повсеместно, эта ночь была безлунной, потому как приходилась на фазу «новолуние».

Возможно поэтому, когда появилась техническая возможность, в Новогоднюю ночь стало принято запускать фейерверки, чтобы светом отпугивать злых духов, включая и лихих наездников Ветров-Морозов. В лунном месяце бывает 30 или 29 дней, потому праздник Деда Мороза приходится на конец месяца января, но не на 31, а на 30-е число. Тем самым показывая, что это также безлунная ночь (новолуние). Новый год на Руси в старину начинался 1 марта, а значит январь был 11-м месяцем, состоящим из 30-ти дней. По правилам лунного календаря первый месяц и все нечётные состоят из 30 дней, а все чётные, включая и последний, 12-й, февраль — из 29 дней. Так было в старину.

Потому и праздник Деда Мороза и Снегурочки выпал на 30-е, а не на 31-е января, чтобы показать, что он относится к стародавним временам, когда счёт времени вёлся по лунным месяцам. Чтобы указать на тёмную безлунную ночь, когда был разгул злых сил и всякой нечисти, к которым причисляли и «злого лесного разбойника» Мороза. Праздником «злого» Деда Мороза он стал ещё и потому, что по праздникам можно было запускать фейерверки и отпугивать злые силы в глухую тёмную ночь.

Как мог выглядеть реальный Мороз, до того как стал сказочным персонажем, Дедом Морозом.
Как мог выглядеть реальный Мороз, до того как стал сказочным персонажем, Дедом Морозом.

В русских сказках Ветер-Мороз всегда откликается на просьбы обиженных крестьян и дарит подарки, как правило, съестные припасы или сладости. При этом наказывался обидчик русского крестьянина. Почему Мороз совершал свои нападения на обидчиков русских крестьян зимой, одаривая обиженных подарками?

Ответ на этот и другие вопросы можно получить в месте, где находится резиденция нашего Деда Мороза — в городе Великий Устюг Вологодской области. Если вспомнить былину «Конец богатырей», то там говорится о гибели трёх сотен русских богатырей, из которых уцелели только трое. Уцелевшие богатыри отошли на поле Боиканово, где и замерли, уснув беспробудным сном.

Поле Боиканово ассоциируется у исследователей русской старины с Вологодской областью. Это северное Заволжье, куда могли отойти разбитые русские полки, о которых говорится в былине «Конец богатырей». У погибших русских богатырей остались семьи и дети, которые осиротели. Сирот обычно брали на попечительство их родственники. Но, зимы бывают разные, морозные, снежные и затяжные. Затяжная зима нередко приводила к голоду. Своих детей родственникам сироток было жалко, потому в русских сказках нередко говорится о падчерицах и пасынках (не родных детях), которых отправляли зимой в лес, на верную гибель. Дабы уменьшить количество едоков в семье.

Когда Мороз совершал свои налёты, то не забывал одаривать подарками семьи, в которых находились такие детишки. По устоявшейся традиции, новогодние подарки детям покупают их родители и это естественно. А вот у сирот родителей нет, по разным причинам, у них вся надежда только на добрых людей, а в новогоднюю ночь и на Деда Мороза. День Деда Мороза приходится на 30 января, середину зимы, когда поддержка продуктами совсем не помешает, чтобы дотянуть до весны.

С наступлением весны Морозу приходилось уходить на север, чтобы не попасть под «карательные отряды», старавшиеся ликвидировать «лесного разбойника». Противостоять полноценному войску Мороз не мог, потому свои набеги совершал точечно и внезапно, по наводке обиженных крестьян. А со сходом снежного покрова надо было заботиться и о собственной безопасности. Потому считается, что Дед Мороз на лето уезжает далеко на север, туда, где сохраняется зима и морозы.

Расположение города Великого Устюга на слиянии двух рек: Сухоны и Юга, которые являются истоком другой реки — Северной Двины, текущей на север и впадающей в Ледовитый океан (Студёное море), как раз позволяет по льду Северной Двины переместиться в районы, не доступные «славянским карателям».

Вполне возможно, что Мороз — это имя собственное, так звали «народного мстителя», который со своим небольшим отрядом по льду Северной Двины и Сухоны, с наступлением зимы возвращался из северных краёв ближе к Волге, великой русской реке, чтобы помогать обиженным и наказывать обидчиков.

Вполне возможно, это имя стало сущим наказанием для господ-славян и символом свободы и выживания для обездоленной части русского крестьянства. Со временем, это имя стало мифологическим и было сохранено русским народом в своих сказках, дав название строгому и, при этом, доброму зимнему волшебнику. Подобного персонажа можно найти в романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».

Вывод

Изначально добрый дедушка в красных одеждах, который под Новый год одаривает детей, был злобным и жестоким языческим божеством. Прародителем этого образа был Великий Старец Севера — повелитель пурги и ледяного ветра. Русский классик Николай Некрасов в поэме «Мороз, красный нос» пишет, что он морозил людей и собирал жертвоприношения ― воровал детей и уносил их с собой в мешке.

Со временем характер персонажа постепенно менялся. В поздних народных сказках Мороз (Морозко, Мороз Иванович, Дед Студенец) все еще был суровым и придирчивым, но уже не воровал детей, а одаривал самых достойных из них подарками.

Окончательно образ доброго старца с подарками и сладостями закрепился за Дедом Морозом уже в советское время. В декабре 1935 года Павел Постышев, член Президиума ЦИК СССР, в газете «Правда» опубликовал статью. В ней соратник Сталина предложил организовать для детей массовые празднования Нового года. По его указанию в Харькове был проведен детский новогодний утренник, почетным гостем на котором стал Дед Мороз с внучкой Снегурочкой.

В советское время церковь была не только отлучена от государства, но и подвергалась всяческим гонениям. Потому русский сказочный персонаж Дед Мороз и его внучка Снегурочка, существовавшие в мифологии задолго до появления Христианства, соответствовали идеологии Советского государства и были всячески поддержаны на самом высоком уровне.

Этот праздник связывает нас не только с давним прошлым русского народа, но и напоминает о счастливых временах советского времени, которые почему-то пытаются предать забвению.

Возможно то, что прообразом современного доброго Деда Мороза стал строгий, но справедливый "народный мститель" по имени Мороз, который в меру своих сил помогал обездоленным (даря скатерть-самобранку или мешок с продуктами) и наказывал зарвавшихся негодяев, обиравших бедняков (вручая дубинку-самобой).

Всех со старинным русским народным праздником — Днём Деда Мороза и Снегурочки, отмечаемым в середине русской зимы — 30 января!

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц