Есть одна китайская компания, которая начинала свой путь с производства аккумуляторов для сотовых телефонов, а потом переключилась на электромобили. И так переключилась, что уделала Теслу и стала мировым лидером по продажам этих самых электричек. Крупнейший мировой автопроизводитель, про который люди мало что знают.
Россиянам уже пришлось выучить много непонятных китайских названий, но самая главная их автокомпания все еще у нас известна довольно слабо. При том что эти товарищи давно торгуют автобусами и такси по всему миру.
Автобусы и такси – это прекрасно, но совсем не благодаря им BYD смог обойти Теслу. На самом деле, если озвучить истинную причину успех, то все получилось благодаря правительству Китая и их маниакального желания доминировать на рынке транспорта будущего.
Происходящий сейчас переход на электромобили открывает феноменально редкую возможность занять лидирующее положение во время нового передела на авторынке. Вот три основные момента, которые позволили BYD занять первую строчку среди всех производителей электричек.
1. Собственно родная партия. Благодаря амбициям правительства компания получила мощнейшую поддержку. И заключалась она совсем не в заградительных пошлинах, которые у нас десятилетиями используют как единственный и самый надежный инструмент. Шок просто, правда.
А если без шуток, то в мировой практике история с BYD оказалась одним из самых мощных случаев поддержки государства. По крайней мере на рынке электрокаров ни одна другая страна не поощряла своих производителей так как это делал Китай.
Например, Пекин выдал налоговых льгот на сумму 30 млрд долларов. Для понимания много это или мало – купить весь комплекс Москва Сити обойдется примерно в 10 млрд. А тут в три раза больше. И товарищам в партии так понравились результаты, что они пообещали выделить еще 97 млрд льгот до 2027 года.
Дешевая земля, субсидии, почти бесплатные кредиты – только товарищи работайте и насыщайте страну недорогим транспортом. И это вторая причина успеха.
2. Доступные авто. Почти вся линейка машин BYD находится в очень бюджетном сегменте. Ценники сильно ниже любых иностранных аналогов. Если взять ТОП-10 их самых популярных моделей, то любая из них будет дешевле, чем самая фанерная Tesla.
У них есть очень доступные варианты, которые обходятся клиентам менее чем в 10000 долларов. И это совершенно противоположенный подход с тем, что делала Тесла. Маск изначально привлекал внимание людей красивыми, быстрыми и дорогими машинами, а уже потом начали расширять модельный ряд в сторону более доступных вариантов.
BYD же делали все в обратную сторону. Они сначала начали выпускать дешевые такси и автобусы с простенькими аккумуляторами и не особо впечатляющими характеристиками. А уже потом начали подтягивать более дорогие и качественные модели. Ну как дорогие.
До сих пор средняя цена на Теслу составляет около 45 тыс долларов, а на авто от BYD в два раза меньше – 22 тыс. Напрашивается вопрос – как можно продавать настолько дешевле конкурентов? Не в минус же они торгуют? И ответ будет в третьем пункте:
3. Вертикальная интеграция. Если человеческим языком, то они просто стараются производить большинство узлов и деталей самостоятельно.
Автомобиль – сложный комбинированный продукт и производители обычно приобретают компоненты для него по всему миру.
Например Volkswagen для своей электрической модели ID3 сам делает только 35% деталей. Тесла довела этот показатель до 68. А у BYD он равен 75%.
Самый дорогой элемент электрокара – аккумулятор и большинство автоконцернов покупает их на стороне, но не BYD. Они выпускают их самостоятельно. И это стало определяющим фактором успех во время 2020 года, когда у всех обрушились цепочки поставок и отрасль погрузилась в хаос.
Китайцы выпускали для себя столько элементов, сколько было нужно. И особо важным оказался их контроль над производством аккумуляторов. Это позволило производить их под конкретные модели, по самой низкой цене и без наценки посредников, что сильно сократило расходы.
На самом деле BYD – это компания, которая с аккумуляторами работает с 90-х годов. Изначально они начинали выпускать батареи для сотовых телефонов и другой электроники еще в 1995-ом. И только 2003 переключились на автомобили.
А дальше случилось интересное. Компания привлекала инвестиции. И не от кого-то, а от одних из самых влиятельных людей мира – Баффет и Билла Гейтса. В 2010 они стали крупнейшими ранними инвесторами компании.
Привлеченные деньги, новые технологии и помощь властей позволили компании в очень короткий срок (по меркам автоиндустрии буквально моментально) занять место лидера на рынке. И чтоб сохранить эту позицию у BYD есть только один путь – выходить за пределы родного края и начинать рост вне Китая.
И тут товарище ждет небольшая проблема. Европейскому союзу очень не понравилась политика партии и их субсидии в электромобили. Прямо сейчас они ведут расследование, чтоб разобраться и прикрыть возможности демпинга цен.
Потому что получилось, что Китай у себя фактически одной рукой душил иностранные компании, а другой всячески содействовал своим. Очень удивительно. Китай же никогда раньше так не делал. На самом деле, он всегда так делает. Потому что может.
И все эти озабоченности и возмущения ему не мешают выдавать людям качественный и дешевый транспорт. Только вот если внутри страны полномочия различных внешних регуляторов силы не имеют, то за ее пределами они могут, и скорее всего, повлияют на компанию.
Дело в том, что европейцы просто не могут конкурировать ценой. И они сильно против того, чтоб китайские машины по экстремально низкому прайсу после тотальной победы на рынке Китая притащили эти цены прямо в европейские автосалоны.
Любопытно будет наблюдать. Компания про которую три года назад в Европе даже не слышали, внезапно напрягла и заставила беспокоиться автоконцерны со столетней историей. В удивительное время живем.