Советский фильм «Гардемарины, вперед!» ворвался в каждую семью страны приключениями четверки ярких артистов.
Весь актерский состав был как нельзя лучше подобран. Среди звезд фильма были: С. Жигунов, Д. Харатьян, В. Шевельков, Т. Лютаева, О. Машная, М. Боярский, Е. Евстигнеев, В. Стржельчик, А. Абдулов, И. Смоктуновский, В. Павлов, В. Балон, В. Борцов, В. Виноградов, Е. Данчевский, А. Пашутин, Н. Пшенная, П. Буткевич, В. Стеклов, С. Фарада, Е. Цыплакова, Б. Химичев и Р. Маркова. Это были лучшие актеры СССР того времени.
За режиссуру фильма отвечала С. Дружинина, которая, помимо своей актерской карьеры, решила оставить свой след в кинематографе и в качестве режиссера. Результатом ее работы стала яркая и насыщенная четырехсерийная картина с музыкой, песнями, дуэлями и скачками на лошадях.
Фильм, с первой до последней минуты, увлекал зрителя и не давал возможности оторваться от экрана. Отлично подобранные декорации, костюмы и музыка оглушали и завораживали.
Сюжет картины разворачивается вокруг приключений четырех гардемаринов, которым приходится прервать обучение в мореходной школе и втянуться в реальную жизнь. Они появляются при дворе, влюбляются и совершают множество интересных подвигов. Все это сопровождалось песнями, которые по сей день исполняются как отдельно, так и в составе хоров музыкальных школ.
Съемки фильма проходили в Москве, Ленинграде, Таллине, Калинине и Массандре. В качестве дома Ягужинских использовался Юсуповский дворец в Москве, а для съемок монастыря был выбран музей «Коломенское». Кроме того, к съемкам были привлечены и другие исторические места, такие как «Крутицкое подворье», «Кусково» и Массандровский дворец.
В качестве композитора был приглашен В. Лебедев. Тексты песен писал Ю. Ряшенцев. Музыка прекрасно подчеркивала происходящее в фильме.
Во время съемок было много каскадерских трюков, в которых участвовали и профессионалы, и сами актеры. Дублеры не всегда использовались. Во время одной из сцен на лошади актрисе у Дружининой случилось несчастье – она упала и сломала ногу, из-за чего съемки пришлось отложить на полгода, пока актриса не смогла вернуться к работе.
Харатьян, изначально не предназначенный для роли, оказался на съемочной площадке по воле случая. Исходно эту роль должен был исполнить Ю. Мороз, но он отказался от участия в проекте. В свою очередь, М. Зудина не смогла справиться с ролью Софьи из-за физического несоответствия Харатьяну. Более того, сам актер испытывал глубокий страх перед лошадьми, отказываясь их даже гладить и верховая езда на них вызывала у него непреодолимую панику. Это существенно осложнило процесс съемок с животными.
Во время съемок сцен, где главный герой, Жигунов, сражается на шпагах с персонажем Боярского, произошел трагический инцидент, который чуть не привел к смерти Жигунова. Оба актера слишком сильно погрузились в процесс фехтования, и Жигунов с такой силой ударил клинок Боярского, что сам наткнулся на острие и травмировал свой глаз. В связи с этим случаем съемки были временно приостановлены для лечения и восстановления актера.
Травмы и несчастные случаи стали почти ежедневными на площадке. Например, дублер Жигунова чуть не погиб, упав с лошади, поскольку завязки его плаща оказались ограничивающими его дыхание и практически удушили его.
Конфликты и споры между режиссером и актерами, Жигуновым и Шевельковым, были настолько частыми, что в конечном счете Шевельков решил отказаться от участия в съемках и продолжении фильма. Он считал проект детским. В результате его решения продолжение картины было сделано без его участия.
На роль Ледащева пригласили Л. Филатова, который работал в другом фильме. Поэтому его заменили А. Абдуловым.
Когда картина появилась в прокате, то успех был ошеломительным. А поскольку зритель уже сильно полюбил главных героев картины, то публика требовала продолжения. И режиссер, которая сама очень любила свою первую работу в этой серии, с удовольствием начала снимать продолжение - фильм «Виват, гардемарины!».
Снимался он той же командой и с теми же актерами, добавили еще нескольких: М. Мамаева, К. Орбакайте, Л. Гурченко, С. Мигицко, В. Сошальского, Н. Гундареву, М. Ефремова, Л. Сатановского, С. Никоненко, Л. Федосееву — Шукшину.
Проверенная группа декораторов, лошади, кареты, дворцы — уже все было готово к съемкам.
Две серии фильма стали прологом к дальнейшим фильмам про приключения гардемаринов.
Единственный актер, который наотрез отказался сниматься в продолжении картины, был В. Шевельков. Он не любил о ней вспоминать, считая ее ужасной. Поэтому его решено было заменить на М. Мамаева, который с большим жаром взялся за свою роль и проснулся после картины знаменитым. Новый герой по сюжету был представлен братом Оленева.
Действие уже происходило зимой. Каскадерская группа все так же дралась на шпагах, скакала на лошадях, только кареты заменили зимними повозками.
Песни дополнили новой «Песенкой о сверчке» в исполнении К. Орбакайте.
Снимали картину в музее — усадьбе Кусково.
Жигунов снова попал на съемки, но отношения его с режиссером нормально так и не сложились, потому что актер постоянно лез на рожон и все сцены исполнял переигрывая.
Гурченко, как во всех своих фильмах, костюмы для роли делала сама. Она отлично шила и если и не создавала костюм полностью, то вносила важные дополнения и изменения. А еще ходила все съемки в валенках - холод был ужасный.
Картина вызвала, с одной стороны, восхищение поклонников. Но и начались активные критические замечания со стороны людей, которые неплохо знали российскую историю. Потому что Дружинина исказила очень многие события и добавила в них множество никогда не существовавших деталей. Но, несмотря на это, картина все равно завоевала зрительские симпатии.