Найти тему

Подземные жители Ростовских переходов. Часть 2.

Погода сегодня малоприятная, и я решил спуститься в ростовские подземелья, чтобы продолжить ознакомление с их сокровищами, начатое ранее. На этот раз - это переход на пересечении проспекта Буденновского, улиц Московской и Станиславского, возле знаменитого Центрального рынка. В переходе - пять галерей, каждая из которых посвящена определенной тематике. На входах в подземелья сохранились нелепые массивные железные решетчатые ворота, кои лишали возможности проникнуть внутрь в ночное время. Их "слепили" уже в рыночные несоветские времена, видимо, чтобы надежнее обеспечивать сохранность ларечного торгового имущества. Даже не знаю, закрываются ли входы в подземелья ночью сейчас... Но ворота зловещи и отвратительны, подобно вратам ада.

-2

Галерея на северо-восточной стороне проспекта Буденновского посвящена городской донской тематике. Как бы оказываешься посредине реки Дон. С одной стороны - правый берег Дона, а с другой - левый. На правом берегу, как и в жизни, Ростов-на-Дону от Ворошиловского моста до "Зеленого острова". Авторы мозаичного панно дали своему творческому воображению разыграться в полный рост, и изобразили город не аутентично, а так как они видят его в "светлом" будущем. Надобно заметить, что кое в чем их фантазии сбылись - на набережной Дона таки появились сейчас заросли высоток, каковых в 70-ых годах не было. Любопытно, что на мысу "Зеленого острова" они изобразили монумент, напоминающий статую Свободы, чего ни раньше, ни теперь не наблюдается.

Вид на левый берег являет взгляду картины социалистического водного отдыха горожан на Дону. На выходе (входе) была выложена из плитки транспортная схема города, которую нынче и не узнаешь. Интересно, что авторам в те годы не могло прийти в их социалистические головы, что левый берег, как и правый вместо зеленых насаждений тоже будет покрыт многоэтажными джунглями. Да и "Ростов-Арена" им даже в добром сне не мола тогда присниться.

Северо-западная галерея представляет из себя импровизации на тему труда и отдыха советских граждан, включающая в себя даже мотивы шолоховской "Поднятой целины" с Дедом Щукарем за обеденным столом механизаторов. На правом берегу - мирный сельский труд ( первые 4 картинки), а на левом - семейный отдых на песке.

Из этой галереи можно перейти в юго-западную часть перехода свернув в примыкающую галерею, любуясь на представителей донской фауны.

На стенах юго-западной галереи размещаются панно на тему "Тихого Дона" с вкраплением Первоконно-буденновских мотивов. Надпись "выход" над вооруженными красноконниками - это не мозаика. Налеплено в поздние времена, видимо, по требованиям пожарных инспекторов. На "другом берегу" мозаичного Дона - пейзаж вотчины Шолохова - станицы Вешенской. Здесь же на стенке у выхода из подземелья в сторону настоящего Дона притаился советский герб города Ростова-на-Дону.

Переход над улицей Московской посвящен рыночным мотивам ( рыба, овощи, фрукты, раки, мясо и проч.) Это - логично, потому что рядом знаменитый "Старый базар" - Ростовский центральный рынок.

А северо-западная галерея в створе Буденновского посвящена жителям Среднего Дона - верховым казакам. Вот старый казак и молодой занимаются извечным казачьим промыслом. Вот окраина станицы. В дали виднеется колокольня с церквушкой. На другом берегу - пейзажи, в том числе такой родной обрывистый песчаный берег, похожий на кусок сыра с дырочками-норами-гнездами ласточек-береговушек.

Об образе казака и казачки, видимо Григория и Аксиньи стоит сказать отдельно. На этот шолоховский символ Тихого Дона в спекулятивные времена не покусилась даже продажная рука новых рыночных кулаков - буржуинов, и они не посмели закрывать эти образы ларьками и лавками, также как и образы буденновцев и красных казаков. Видимо, что-то святое тогда еще оставалось...

Обращают на себя внимание и мозаичные панно с указателями маршрутов транспорта. Тогда это казалось таким незыблемым, что даже было "отлито" в мозаике. Если я не ошибаюсь - буквы, от которых ныне остались только точки, были золотистыми металлическими. Отковыривать их начали еще при социализме...

-11

В заключение - небольшое добавление к первой части. В подземных переходах, как и в московских переходах, в Ростове тоже любила выступать всякая творческая публика. Правда, в последнее время таких выступлений давно не замечал. То ли творчества поубавилось, то ли запретили...

Старый снимок с просторов сети.
Старый снимок с просторов сети.